Что
такое коммунизм и каково его место в будущем?
Коммунизм это не изобретение К. Маркса и Ф. Энгельса, коммунизм это общественная формация свойственная первобытному обществу (первобытнообщинному строю).
В первобытном обществе люди жили племенами. Каждое племя занимало свою территорию и воевало с соседями. Люди промышляли охотой, рыбной ловлей, сбором плодов и кореньев. Охотой занимались молодые здоровые мужчины. Мясная пища считалась деликатесом. Женщины собирали плоды, коренья, шили одежду, растили детей. Но когда есть было нечего, воины племени грабили соседей. Затем пленных и рабов съёдали, а если совсем было туго – съедали своих стариков и инвалидов. Никакой промышленности и сельского хозяйства в те далёкие времена не существовало. Следовательно, не было производительных сил и производственных отношений. Не было и частной собственности на средства производства. Была только личная собственность граждан общины (одежда, жильё, украшения, орудия труда, оружие).
Вся добыча от охоты или войны делилась между членами племени (общины), но полного равенства при первобытном коммунизме никогда не было. Лучшая еда и одежда доставались вождю, шаману и их приближённым. Потом ниже по иерархии шли воины и охотники. Далее – женщины и дети. И совсем мало доставалось старикам и инвалидам.
В то время ещё не было семей. Роль семьи выполняло племя. Люди жили одной большой семьёй (но нельзя сказать, что дружной). Мужчины могли иметь несколько женщин. Половые отношения начинались очень рано (в 13 -14 лет), были беспорядочными и часто просто нельзя было определить, кто именно является отцом того или иного ребёнка. В то же время зрелый и сильный мужчина всячески защищал своих женщин от посягательств других мужчин и подростков (правда, не всегда успешно). В племени нередки были воровство, драки, убийства, половое насилие. Наказанием была, как правило, смертная казнь иногда -публичная порка.
Дети были достоянием всего племени. Пока одна или две женщины приглядывали за малыми детьми, другие женщины собирали плоды, готовили пищу, шили одежду, заготавливали хворост для костра. Им помогали подростки. Каждый был при деле, но до всеобщего благоденствия было далеко. Голод, болезни и войны были постоянными спутниками племени. Продолжительность жизни составляла 45 – 50 лет. Уже к 40 годам исчезали зубы, от грубой и некачественной пищи начинались болезни желудочно-кишечного тракта, высока была детская смертность. Зато не было сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Люди просто не доживали до них.
В те далёкие времена население планеты не превышало 2 - 3 млн. человек. Всё оно сосредоточилось в тёплых экваториальных районах - тропиках и субтропиках. Только там можно было выжить. Вся жизнь племени была тяжёлой борьбой за существование. Так что жизнь при первобытном коммунизме была не сахар. И такой жизнью человечество на заре цивилизации жило тысячи лет!
Теперь всё изменилось. Производительные силы общества выросли до гигантских размеров. Население планеты достигло 6-ти миллиардов человек. Люди научились жить даже на крайнем севере. Возможен и нужен ли сейчас коммунизм, и каким он должен быть в наше время? Имеет ли он право на существование? И в чём его преимущества перед капитализмом?
Постараюсь ответить на эти вопросы.
Представьте себе далёкую космическую станцию или лунное поселение, где работают только учёные, инженеры и техники. Какие там могут быть рыночные отношения?! Вы можете себе представить там грузина, торгующего помидорами? Даже если там будут выращиваться свои овощи и фрукты, то всё это будет идти в общий котёл. Там не будет денег. Финансирование всех научных исследований или космических производств будет осуществляться на Земле. С Земли в космос будут доставляться необходимые продукты, материалы и оборудование, а на Землю будут отправляться научная и техническая продукция. Трудиться будет каждый по способности, но его потребности в еде, одежде, жилье будут удовлетворяться в полном объёме.
Коммунистические отношения могут быть и в замкнутых сообществах на Земле. Такие сообщества могут создаваться в закрытых военных гарнизонах (там уже сейчас коммунизм) или в научных центрах (Академгородках). Они могут быть в специализированных производствах, где из-за секретности рабочие и служащие проживают совместно в закрытых посёлках. (Различные типы коммунистических общин описаны мною в романе «Новые кроманьонцы» - книга третья). Во всех указанных случаях это замкнутые коммунистические общины (коммуны). Однако с внешним миром они будут общаться на основе традиционных товарно-денежных отношений рыночного типа.
Так что коммунизм в наше время – это вовсе не фантазия, а способ существования малых закрытых сообществ. И там вполне может быть осуществлён на практике принцип «от каждого по способности, каждому по потребности». Разумеется, потреблять можно только то, что произведено или закуплено общиной. Так, например, каждый может питаться по потребности в общественной столовой, носить принятую в общине одежду, пользоваться общим транспортом. И всё это бесплатно. А поскольку в таком обществе всё и все на виду, то любое неумеренное потребление из «общественного котла» не останется незамеченным. Поэтому общественная мораль будет воспитывать в членах общины разумное ограничение своих личных потребностей.
За пределами общины, в открытом обществе, люди общины будут вступать в обычные товарно-денежные (рыночные) отношения, и там их возможности будут определяться заработанными деньгами. Т.е. члены такой общины должны иметь деньги для общения с внешним миром. Количество этих денег должно определяться той ролью (должностью, квалификацией), которую человек занимает в общине.
Таким образом, коммунизм – это общественно-экономическая формация малых закрытых обществ. Формация, подчас, единственно приемлемая и вполне разумная.
Однако и в нашем открытом обществе уже сейчас могут быть элементы коммунистической экономики.
Возьмём, например, город. Его тоже можно представить как большую общину (закрытую общину, если пренебречь приезжими и временно проживающими гражданами). В городе, например, можно сделать бесплатным городской общественный транспорт. Конечно, он будет условно бесплатным. На самом деле все работающие граждане обязаны будут платить транспортный налог. Зато отпадёт необходимость в кассирах, турникетах, контролёрах, а это немалая экономия. Транспорт станет дешевле. Кроме того, уменьшится доля личного транспорта в городе. Многие горожане предпочтут бесплатный общественный транспорт, поскольку это выгодно. Меньше станет уличное движение в городах, уменьшатся автомобильные пробки, улучшится экология. Личный автомобиль в основном станет средством для загородных поездок.
Вы можете возразить мне, что люди ездят по-разному. Один ездит много, другой мало, а платить налог надо всем. Это несправедливо. Согласен. Но достичь полной справедливости невозможно и при платном проезде. Один едет на метро всего одну остановку, другой несколько, а платят все одинаково. Это тоже несправедливо. Зато, при бесплатном транспорте, люди станут больше ездить и на короткие и на длинные дистанции, и никаких обид. Легче станет общаться, решать деловые вопросы, а это прямая выгода и людям и предприятиям.
- Ну, а если в город приезжает много туристов, что и их возить за счёт горожан? – спросите Вы. - Нет, конечно. Транспортные услуги можно включить в стоимость турпутёвки. Тогда это будет другой формой транспортного налога. Кроме того, туристы в основном предпочитают пользоваться специальными туристическими автобусами, за которые им надо платить.
В городе также можно сделать бесплатными и некоторые продовольственные товары первой необходимости. К ним можно отнести хлеб, крупы, овощи, продукты срок хранения которых истекает. Конечно, они будут условно бесплатными. За них также должен взиматься продовольственный налог.
- А что это даёт? – спросите Вы. - А это даёт возможность безработным и студентам улучшить своё материальное положение, не умереть с голоду.
Почти у каждого человека в жизни бывают трудные моменты и общество должно поддержать его в этот период. Тогда резко снизится уличная преступность, грабежи, кражи. А это сделает проживание горожан более спокойным и комфортным. Снижаются затраты на правоохранительные органы.
- Почему я должен оплачивать чей-то пусть даже очень скромный обед из своего кармана? – спросите Вы. – Это несправедливо!
А разве сейчас не из кармана налогоплательщиков выплачиваются пособия по безработице, оплачивается милиция, суды, лагеря для заключённых? Так что ещё надо посмотреть, что дешевле – кормить преступников в тюрьмах и безработных за счёт общего подоходного налога с граждан или ввести специальный продовольственный налог и снабжать всех граждан города бесплатным хлебом, крупами и овощами.
Можно пойти и по другому пути - сделать бесплатными не продукты, а некоторые блюда в столовых. Тогда голодный сможет бесплатно поесть, но с собой он много не унесёт.
Я считаю, что такие элементы коммунизма целесообразно ввести уже сейчас и решить этот вопрос могут законодательные собрания городов и регионов. При этом экономика общества остаётся рыночной, а демократия никак не ущемляется.