Нечёткие желания
Александр сидел за компьютером и составлял расписание праздников общины, когда зазвонил телефон.
- Привет старик. Чем занимаешься? - раздался голос Валеры.
- Да вот мучаюсь с расписанием праздников. Надо определиться, наконец, с днём рождения общины, с днём урожая, с днём посвящения в воины, с неделей дружбы между общинами и с другими праздниками. Я уже подготовил сценарии праздничных обрядов, танцы, парад, ритуалы и прочее. Хочу показать всё это деду.
- Тогда заходи. Мы как раз тут все занимаемся вопросами комплектования. Рассылаем по E-mail приглашения тем, кого считаем достойными для проживания. А ещё я открыл сайт в Интернете по нашей общине. Там будут публиковаться все объявления, в том числе и о праздниках. Захвати с собой диск и приходи, обсудим.
Через двадцать минут Александр был у Раковских. Теперь вся кампания была в сборе.
- Мы решили, что официальные торжества по поводу открытия общины можно назначить на 15 июля, - сказал Евгений Робертович. - Это и будет днём её рождения. Тридцатого июня Саймонс официально сдаёт общину заказчику. Я с Георгием, представители городской администрации и банка-кредитора подписываем приёмный акт. Затем состоится банкет.
- Так и надо сделать тридцатое июня днём рождения общины, - заявила Женя.
- Не выйдет. Община к тому времени ещё не будет заселена. Поэтому праздник её рождения придётся отложить пока не приедет хотя бы половина её обитателей.
- Да, но где мы возьмём костюмы? – спросил Александр. - По сценарию на празднике все должны быть в нарядах индейцев.
- Об этом надо позаботится уже сейчас. Заказать местным театральным мастерским набедренные повязки, головные уборы с перьями, пригласить гримёров на праздник. Я сегодня же свяжусь с театральными мастерскими, - пообещал Георгий Евгеньевич. - А сейчас давай твой диск, посмотрим, что там у тебя положено по ритуалам и костюмам.
Александр подал диск Валере, тот вставил его в компьютер и все увидели рисунки праздничных костюмов индейцев, которые Александр скопировал из разных страниц Интернета, их ритуальные маски, предметы культа.
- О, Сашка! Мне тоже такой же нужен! - воскликнул Валерий.
- У меня на твой материала хватит. Вместе сделаем.
- А мне какой костюм подойдёт? - спросила Женя.
- А вот тут у меня женские костюмы и украшения. - И Александр включил следующую страницу.
- Ого! А где же я столько бус найду и браслетов?
- Да это всё искусственное, недорогое.
- А кто меня так разрисует?
- Я могу тебя разрисовать, ответил Саша. - Только грим нужен.
Рита, стоявшая рядом, всплеснула руками. - Ну и видок у меня будет в таком наряде!
- Ничего, - сказал Георгий. - Иногда не мешает сменить имидж. Все мы привыкли видеть друг друга в одном и том же виде, и поднадоели друг другу, а тут всё совершенно необычное, новое. Быть может, в этом наряде мы друг другу больше понравимся! На то и праздники, чтобы человек мог на время сменить свою постоянную оболочку, перевоплотиться.
- Даа… скоро для нас начнётся совершенно новая, необычная жизнь, - задумчиво произнёс Евгений Робертович. - Разве я мог когда-то подумать, что буду жить в общине под Найском, в "Королевстве врачей и биологов"? А теперь совсем скоро это станет реальностью. Трудновато, конечно, будет на первых порах менять весь привычный уклад жизни. Приспосабливаться к новому. Но зато интересно.
- И ты не жалеешь, отец, что ввязался в это дело? - спросил Георгий.
- Пока нет. Оно наполнило смыслом мою жизнь.
- А я вот до сих пор не могу понять хочу я жить в общине или нет, - заявила Рита. - Нет у меня чёткого желания. Плыву вместе с вами в одной лодке и надеюсь на лучшее. А что мне остаётся?
- Да, дочка, я тебя понимаю. И не одна ты так поступаешь. Многие люди, принимая жизненно важные решения, не имеют чётких желаний, не могут определиться надо им это или нет. Так бывает с вопросами веры. В кого лучше верить? В Христа, в Аллаха или в Будду? Так бывает и при вступлении в брак. На ком жениться? На Рае или на Тане? А может на Вере? И при выборе профессии возможны те же раздумья, обусловленные нечёткостью желаний. Выбрать надо, но какую? И при выборе идеологии, политической партии бывают колебания. Кто лучше, коммунисты, социалисты или демократы? Платформы похожи. За кого голосовать? Даже при выборе одежды не всегда есть чёткое желание купить что-то одно. Вроде и то неплохо и это. Но если при выборе одежды мы почти ничем не рискуем, то выбор спутника жизни, политической ориентации или религии, может круто изменить всю жизнь. И часто это делается за кампанию. Как друзья, так и я. Религию выбирать осознанно часто вообще не приходится. Если вокруг все православные, то автоматически выбирается православие. Выбирается неосознанно, а просто потому, что хочется во что-то верить. Можно сказать, что нечёткие желания правят людьми, правят миром. Поэтому в нём столько хаоса.
Человек обуреваем страстями и желаниями. Желаниями чёткими и нечёткими, ясными и неясными. Чёткие желания побуждают его к вполне определённым, мотивированным поступкам. Но с нечёткими желаниями дело обстоит сложнее. Именно они могут стать предметом идеологических и политических спекуляций, а то и причиной серьёзных правонарушений.
- Как это? - не понял Валера.
- Очень просто. Нечёткие желания легко превратить в ложные потребности и в ложные цели. Это достигается с помощью идеологической и психологической обработки. Возьмём, к примеру, рекламу товаров. Жил себе человек спокойно и до поры до времени у него не было желания купить тот или иной товар. Он считал, что этот товар ему не нужен. Но у него всегда было желание "быть не хуже других". И вдруг он узнаёт из рекламы, что сейчас престижно иметь эти вещи. И вот у него уже возникает потребность купить то, без чего он прекрасно обходился. Это называется воспитанием потребностей. Сперва неясное желание, раздумья брать или не брать, и, наконец, решение - брать!
То же самое возможно и в области идеологии. Сначала отсутствие чётких идеологических концепций, потом случайное или неслучайное знакомство с носителем той или иной идеологии. Желание заполнить хоть чем-нибудь идеологический вакуум в сознании. Затем уже сознательная ориентация на те или иные идеологические установки, догмы. И, наконец, борьба за свои идеалы. А ведь выбор идеологической ориентации во многом зависит от среды, в которой воспитывался индивидуум, от взглядов родителей, товарищей и от умения его новых знакомых убедить, превратить нечёткие желания в чёткие действия.
Особенно хорошо удаётся массированная идеологическая и психологическая обработка населения через средства массовой информации, через печать, радио, телевидение. Тогда целая страна может быть заражена национализмом, великодержавным шовинизмом или религиозным фанатизмом. Любому человеку, не лишённому честолюбия можно внушить, что он недостаточно свободен, что его недостаточно ценят, что он получает меньше, чем заслуживает, что его зажимают и не дают раскрыться. И это будет правдой, поскольку везде есть конкуренция и любой из нас недостаточно свободен и недостаточно раскрыл свои способности. Но на основании этого человека толкают на путь борьбы за ложные идеалы типа: "свободы", "равенства", "братства", которые красиво звучат, но никогда не достижимы в реальной жизни. Никогда не будет полной свободы, полного равенства людей и тем более их братства, ибо полная свобода - это анархия, развал государства. Полное равенство - это уравниловка без учёта способностей и заслуг личности. А всеобщее братство - это христианская любовь ко всем, непротивление злу - насилию, всепрощение. Это притворная, показная добродетель полная лицемерия и ханжества. Даже между родными братьями и сёстрами бывают серьёзные разногласия, тем более, никогда не будет полного согласия между разными людьми и народами.
- Так что же, значит не стоит бороться за свободу, за равенство всех людей и за братские отношения между ними? - спросил Валера.
- Мне не нравится слово "бороться", оно отдаёт насилием. Лучше сказать стремиться к свободе в рамках разумного, стремиться к политическому равенству граждан и равенству всех перед законом. Можно говорить только о юридическом равноправии и о равноценных стартовых возможностях для всех людей вступающих в сознательную жизнь. А всеобщее братство я заменил бы на терпимость к различным идеологиям и религиозным концепциям. Часто за красивыми, но абстрактными лозунгами и призывами стоят вполне чёткие и конкретные желания лидеров этих движений добиться свержения законной власти, нажить политический капитал и сделать карьеру. Расколоть многонациональную страну и ухватить себе кусок "пожирнее". Красивые лозунги служат им для одурачивания масс, воспитания ложных потребностей и ложных идеалов. И с помощью этих масс их лидеры приходят к власти.
Теперь, конечно, народы стали немного умнее, чем раньше. Свобода печати, радио, телевидения позволяют вовремя срывать маски с карьеристов и политических авантюристов, но в отсутствии подлинной демократии в прежние времена не раз удавалось дурачить народы идеями национал-патриотизма, религиозного фанатизма или классовой борьбы, и это всегда оборачивалось против самих же народов. Их правители прославляли пафос борьбы, страданий и смерти за идеалы. Считали непримиримость и фанатичную одержимость - высшей добродетелью. Но не может добродетель быть замешана на крови. Только борьба против всякого фанатизма, фетишизма, отпор религиозным и идеологическим мракобесам, жаждущим крови и власти, является истинной доблестью и геройством. Человек свободен в своих убеждениях, и никто не имеет права силой навязывать ему свои взгляды. Любой человек имеет право на искренние заблуждения, но никто не имеет право наказывать за убеждения, если они не ведут к насилию, к беззаконию или духовному порабощению других людей.
- А какая власть будет у нас в общине? - спросил Александр.
- Демократическая, выборная, - ответил Георгий. - Перед праздником рождения общины мы проведём выборы вождя, шамана и членов правления. Нам надо уже сейчас обсудить и согласовать возможные кандидатуры.
- Ну, вы тут согласовывайте, а мы пойдём, погуляем, покатаемся на аттракциончиках, - заявил Валерий. - Всё равно мы ещё не голосуем по возрасту. Сашка, Женька, идёмте!
- Пошли, - согласился Александр.
И молодёжь удалилась, оставив старших решать сложные вопросы будущей жизни общины.