Знания

 

За обедом дедушка спросил, обращаясь к внуку. - Ну что хорошего было в школе?

- А чего там может быть хорошего? - ответил Валера. - Соковыжи­малка какая-то. Каждый день спрашивают.

- А ты как хотел? Чтобы совсем не спрашивали?

- Это было бы самое лучшее. Тогда и учить ничего не надо. Что запомнил, то и запомнил.

- Но твои знания были бы не полны.  А вернее, ты вообще бы не понимал, что вам дают.  Когда нет базы знаний, дальнейшее обучение бесполезно.

- Ну и что? Пошёл бы работать. Работать куда приятнее и полезней. А то учат, учат, а толку никакого. Знаниями сыт не будешь!

- Это ты ошибаешься, дружёк. Ты думаешь, что материальные ценности важнее знаний?

- Конечно, - не задумываясь, ответил Валерий. - Что такое знания, информация? Это книги, диски, флэш-память. Сколько стоит книга или флэшка и сколько стоит автомашина?! Да все книги и диски в мире не стоят одного хорошего автомобильного завода. Там станки, автоматические линии, обрабатывающие центры на сотни миллионов долларов! А сколько продукции они выпускают? Миллион автомобилей в год! А книги что? Лежат себе на полках и ничего не производят.

- Как это не производят? Вот тут ты ошибаешься, дружёк. Конечно, разные есть книги. Есть совершенно бесполезное чтиво, призванное скрасить досуг. Есть книги, имеющие воспитательное значение, художественную ценность. А есть книги научные, хранящие информацию, знания. Они-то и есть самые ценные!

- Они самые скучные.  Ничего ценного в них нет. Вся ценная информация давно занесена в компьютеры, - возразил Валерий.

- Но компьютеры это тоже хранилища информации и средства её обработки, так сказать, "в одном флаконе". В них занесена информация, добытая человечеством за всю историю, добытая по крупицам, подчас це­ной неимоверных усилий, ценой жизни. Ведь не секрет, что в средние века учёных сжигали на кострах слуги католической церкви. Представь себе, что мы вдруг в один день потеряли бы всю информацию, все знания, что бы тогда стало с человечеством?

Валерий пожал плечами. - Ничего особенного. Останутся дома, машины, заводы, магазины.

- Да, но если нет технической документации, невозможен выпуск новых станков, оборудования, машин. Через несколько лет всё существующее оборудование износится, устареет, превратиться в хлам! Промышленность развалится, остановятся заводы, фабрики, сельское хозяйство придёт в упадок. Начнутся голод, болезни. А через двадцать лет человечество превратится в стадо двуногих зверей пожирающих друг друга. Не будет школ, не будет больниц, опустеют города, человечество погрузится в первобытный хаос.

А теперь представь себе, что разрушены материальные ценности: дома, заводы, фабрики, железные дороги, воздушный транспорт. Такое уже бывало в истории человечества. Особенно разрушительной была Вторая мировая война. Две трети промышленного потенциала Советского Союза было уничтожено. Половина городов лежала в руинах. И что же? Через 5 - 7 лет всё восстановили. Вышли на довоенный уровень. И всё благодаря тому, что сохранилась техническая документация, сохранились специалисты, сохранились преподаватели в ВУЗ-х, т.е. сохранились знания, информация!

На этот счёт могу привести тебе одну китайскую мудрость: "Если ты дал мне рыбу - я сыт один день, но если ты научил меня ловить рыбу - я сыт всю жизнь!" Лучше не скажешь. Тут сразу видно насколько знания и умение дороже материальных ценностей. Ведь любое добытое знание работает на благо человечества постоянно, вечно! Возьми любой открытый закон физики, химии, биологии. Ему же нет цены! Он бесценен, поскольку продолжает работать на благо человечества и сегодня и завтра и всегда. Благодаря ему, человечество производит материальные ценности и существует. Материальные ценности служат лишь ограниченное время. Но знания, с помощью которых они созданы - вечны и не потеряют своей значимости ни через 100, ни через 1000 лет. Разве может устареть закон Ома? Разве можно отменить законы механики открытые великим Ньютоном? Они сверкают как бриллианты среди гор устаревающей сиюминутной информации и меня всегда возмущало, что люди добывающие знания, постигающие законы природы и создающие непреходящие научные ценности материально обеспечены подчас на уровне среднего бизнесмена, среднего инженера, среднего пре­подавателя. Тут явно сдвинута, смещена шкала ценностей. За каждое открытие, изобретение, за каждый эффективный метод в медицине, в науке, в технике нужно платить столько, сколько мы платим за выдающиеся произведения искусства, поскольку труда и таланта здесь требуется не меньше. Чтобы человек, добывший новые знания, мог гордиться собой, чтобы пока его открытия и изобретения работают, он мог жить на дивиденды от них. От этого человечество только выиграет. Это будет стимулировать развитие науки и техники.

Ты знаешь, когда я понял, что знания значительно дороже материальных ценностей?

- Когда, - спросил Валера.

- Когда мне было 26 лет. Тогда я впервые поехал в Америку на стажировку. Наша группа как-то присутствовала на презентации нового завода медицинской фирмы "Харди". На церемонии открытия произошёл один казус. Нужно было запустить автоматическую линию по производству группы лекарственных препаратов. Управляющий нажал кнопку "пуск", но линия не запустилась. Отказал какой-то электродвигатель. Создалось неловкое положение. Тогда находчивый управляющий объявил конкурс среди присутствующих специалистов. Тому, кто запустит линию - премия 100 долларов. Многие хотели бы получить 100 долларов, но никто не знал какой электродвигатель отказал и в чём причина. Тогда вперёд вышел один молодой инженер и попросил принести ему отвёртку. Ему принесли. Он вскрыл магнитную станцию с пускателями, что-то там подкрутил и двигатель заработал. Линия пошла. Все громко зааплодировали. Но управляющему стало жаль 100 долларов и он остроумно предложил инженеру составить смету оплаты работ. "Я хочу знать, за что я должен платить вам такие деньги?" - заявил он. Тогда молодой инженер взял лист бумаги и написал:

- регулировка контакта отвёрткой - 1 доллар

- знание что и как регулировать - 99 долларов.

И фирмачу пришлось уплатить. Он уплатил не за физический труд, а за знания. Знания оказались в 99 раз дороже физического труда. Вот такая истории, дружёк.

- Всё это правильно, дед, - согласился Валерий, но больно уж тяжело достаются знания. Слишком их много. Всё пичкают, пичкают, а в результате оказывается, что половина из них не нужна.

- И тут ты не совсем прав. Конечно, часть знаний возможно и не понадобятся кому-то в жизни, но они необходимы для общего развития, для эрудиции. Нельзя готовить слишком узких специалистов. Как говорил Козьма Прутков: "Узкий специалист подобен флюсу - полнота его одностороння". С таким человеком трудно общаться в повседневной жизни. Он сведущ только в вопросах своей специальности. А общее мировоззрение у него может быть слишком поверхностным, искажённым. Поэтому задача школы - дать человеку изначальные правильные знания о материальном мире вокруг нас и о духовном мире человека.

- Да я не об этом, дед. Просто трудно всё запомнить. Сегодня вро­де знаешь, а завтра часть информации уже вылетела.

- Тут я с тобой согласен, внучек. Память человека устроена так, что та информация, которая длительное время не используется, постепенно опускается как бы на дно нашей памяти. А там уплотняется, спрессовывается и постепенно разрушается. Нам трудно вспомнить в деталях, что мы делали три дня назад, а что делали месяц назад или год назад - вспомнить практически невозможно. Для длительного запоминания мы должны сделать определённые умственные усилия. У нас как бы две памяти - краткосрочная и долгосрочная. Поначалу вся информация поступает в краткосрочную память и лишь при определённом усилии и многократном повторении она перегружается в долгосрочную. Так информация фильтруется на важную и неважную. Объём человеческой памяти велик, но ограничен и без фильтрации, отсева и уплотнения информации долгосрочная память быстро перегрузилась бы.

- Надо придумать такого человека, чтобы он мог запоминать всё быстро и без усилий. Тогда обучение было бы сплошным удовольствием, - мечтательно произнёс Валерий. - А чтобы память не перегружалась, надо время от времени просматривать информацию в мозгу и стирать то, что не нужно. Остальное сжимать и освобождать место для новой информации. Как в компьютере! Но такое с человеком вряд ли возможно.

- Почему же невозможно? - возразил Евгений Робертович. - Это задача нашим евгеникам. Разобраться в механизме запоминания информации и изменить его так, чтобы стало возможно быстрое и лёгкое обучение. Уже сейчас созданы медицинские препараты, значительно улучшающие память, ускоряющие запоминание.

- А почему же мы их не применяем?

- Они достаточно дороги, и потом, применять их в школе нет смысла. Весь учебный материал рассчитан так, чтобы ученик с нормальными умственными способностями воспринимал и запоминал его без специальной стимуляции головного мозга. А вот научным работникам, преподавателям, бизнесменам, политикам, юристам такой препарат необходим. Он значительно помогает при подготовке докладов,  лекций, проведении собраний, заседаний и т.д. То есть там, где нужно быстро соображать и запоминать большой объём информации.  Разумеется, применять его постоянно  нельзя. Создаётся слишком большая нагрузка на нервную систему. Пожилым людям его назначают в небольших дозах для поддержания умственных способностей, сохранения интеллекта.

- А у тебя, дед,  есть такой препарат? - спросил Валера.

- Есть.  Я применял его во время научных конференций.  Он обостряет чувства, мысль, память.

- А дай мне попробовать. Может, я стану круглым отличником!

- Нет, друг мой. Мне не жалко препарата, мне жалко тебя! Так ты совсем отучишься работать. Привыкнешь к лёгкой учёбе, без усилий и уже не сможешь обучаться без препарата. Ты станешь его пленником, своего рода наркоманом. И твои природные умственные способности зачахнут, вместо того чтобы развиваться. А когда тебе действительно потребуется умственная поддержка, препарат окажется неэффективен. Ты привыкнешь к нему, и его действие постепенно ослабнет. Так что давай не будем спешить. Сначала разовьём твои природные умственные способности, ну, а если их не хватит когда-нибудь, то можно прибегнуть и к искусственной стимуляции. Помни, что человек как генотип ещё не закончил своего развития, не исчерпал своих физиологических возможностей и потому давай развивать их естественным путём: тренировкой, настойчивостью, прилежанием. А генетики пусть думают, как их развить генетически. Быть может вскоре, в недалёком будущем, человек станет значительно умнее и безо всяких медицинских препаратов.

Валерий встал из-за стола, обдумывая услышанное. На этом обед закончился.

 

 

Hosted by uCoz