Любимые
уроки
В среду первым уроком у Саши
была биология. Это был любимый его предмет. Она имела разделы ботаники,
зоологии, анатомии и физиологии человека. Ботанику он закончил в 9-ом классе, а
теперь ему предстояло заняться зоологией.
Кабинет зоологии был самым
большим и красивым в школе. Чего тут только не было! Вдоль стен, за стеклянными
витринами стояли коллекции бабочек, жучков, паучков, мух, стрекоз. В банках разместились
заспиртованные моллюски, рыбки, червячки, гусеницы. На стеллажах, стенах и под
потолком стояли и висели чучела птиц, мелких грызунов, змей, ящериц, ежей.
Вдоль передней стены в углах и под большим экраном разместились волки, медведи,
лисы, обезьяны, кенгуру. Вся задняя стена комнаты была увешана рисунками, схемами,
скелетами животных, а в центре её разместился огромный аквариум. В нём, подсвеченные
лампами, плавали диковинные рыбки, копошились крабы, со дна поднимались
ветвистые водоросли, а на дне лежали морские звёзды, гребешки, рапаны и
несколько веток кораллов.
Аквариум постоянно привлекал
ребят. На перемене их просто было не выгнать из кабинета. Дежурный следил за
тем, чтобы ученики ничего не трогали и не портили. Саша ходил вдоль стен,
вертел головой и удивлялся.
"Здесь как в музее. Так
много экспонатов! До чего же разнообразен животный мир. Как всё красиво и
здорово устроено! - думал он. – Конечно, человек тоже придумал много красивых
вещей: машины, самолёты, вертолёты, поезда, корабли, но они ведь не живые! Там
всякие провода, шестерёнки, колёса, рычаги, металл, пластик, а тут всё совершенно
иначе! Здесь всё таинственно, сложно, загадочно. Что такое жизнь? Как это сами
собой зарождаются, растут, развиваются такие удивительные непохожие организмы?"
Ему хотелось поскорее
проникнуть в тайны живого. Научиться
понимать его законы, а может и изменять их по своей воле.
Прозвенел звонок. Александр сел
за свободный стол. Столы в кабинете биологии были те же, что и в кабинете
химии, но все они были оборудованы микроскопами, ванночками и хирургическим
инструментом. Здесь учащиеся наблюдали жизнь микроорганизмов, их размножение,
изучали строение ящериц, лягушек, морских моллюсков.
Три урока пролетели незаметно.
Учитель прочитал вводную лекцию, пообещал ребятам экскурсию в зоологический
музей и зоопарк Майами, показал телефильм об устройстве живой клетки. Потом
ребята рассматривали под микроскопом различных бактерий, какие встречаются в
воде, в воздухе и на коже человека.
Александр удивлялся тому, как
много у него бактерий на коже, в слюне и даже в капле водопроводной воды.
Оказывается всё вокруг усеяно бактериями! Да и внутри нас спокойно живут сотни
видов, не причиняя нам никакого вреда и даже принося немалую пользу! Оказывается,
человек просто не мог бы жить без кишечных бактерий, не мог бы правильно
переваривать пищу. Организм его постоянно уничтожает вредных бактерий и
заботиться о полезных.
На большой перемене Александр
встретился с Валерой и Женей. Они сидели в буфете, закусывали гамбургерами и
делились впечатлениями. Прозвенел предупредительный звонок, пора было расходиться
по классам.
Следующей парой уроков у Саши
была этики и эстетика. Он с интересом ждал их т.к. они начинались только с
десятого класса.
Вошёл учитель. На нём был
безупречный элегантный костюм, красивая причёска, небольшие усики и весь он
выглядел весьма респектабельно.
- Здравствуйте. Давайте знакомиться. Меня зовут Смит Гоккинс. Я буду преподавать
новые для вас предметы - этику и эстетику.
Смит Гоккинс откашлялся и
хорошо поставленным голосом продолжал.
- Этика и эстетика - большой и
сложный курс. Мы будем изучать с вами этику делового общения, этику семейной
жизни, вопросы педагогики, воспитания детей, психологию. А начнём мы изучение
психологии с поведения подростков. С проблемы так называемого "трудного
возраста".
В курсе эстетики мы будем
познавать законы красоты, гармонии. Знакомиться с произведениями искусства,
живописи, скульптуры. Мы будем заниматься музыкой, танцами. Будем изучать
красивые манеры поведения, учиться вести себя за столом, в общественных местах,
красиво и со вкусом одеваться. Мы будем учиться умению поддержать разговор,
найти интересные темы, умению слушать собеседника, самим правильно и красиво
говорить. Всё это очень важные атрибуты нашего быта от которых напрямую зависит
ваша удача в делах и счастье в личной жизни. Надеюсь, вы понимаете важность
моего предмета и будете относиться к нему с должным уважением.
Смит Гоккинс отхлебнул глоток
"пепси" и продолжал.
- Сегодня у нас первая,
обзорная лекция. Это небольшой экскурс в различные разделы этики, в её роль и
место в нашей жизни. Что же такое этика? Этика - это наука о поведении людей в
процессе взаимного общения. Общаться же нам приходится постоянно.
Гоккинс говорил выразительно,
не спеша передвигаясь по классу и жестикулируя руками.
- Ну, начнём хотя бы со
служебного общения. В дальнейшем мы разберём с вами массу производственных
ситуаций вызывающих конфликты и вы сами дадите оценку действиям начальников и
подчинённых, попытаетесь найти достойный выход из каждой. Вы будете в роли
начальников и в роли подчинённых поочерёдно.
Мы с вами разберём, как следует
вести себя в общественных местах, как следует одеваться при обычных прогулках,
посещениях театров, ресторанов. Как следует вести себя на улице, в магазине, в
кафе, на транспорте и проведём практические занятия. Изучим, какие
неожиданности подстерегают нас на улице, как отвечать на приставания хулиганов,
как оказать помощь человеку почувствовавшему себя плохо, как уберечься от возможных
дорожно-транспортных происшествий.
Мальчик в 6-ом кресле! Оставь,
пожалуйста, в покое компьютер. Сегодня он нам не нужен, - сделал замечание
преподаватель Фреди Майеру.
Фреди повернул компьютер на
ребро и виновато опустил глаза.
Гоккинс помолчал, собираясь с
мыслями и продолжал.
- Следующий большой раздел
этики - дружеское общение. В нём мы познакомимся с различными типами
характеров, темпераментов людей, с их эмоционально-психическим настроем,
умением дружить. А, как вы убедитесь, это непросто. Даже желание дружить ещё не
гарантирует прочную дружбу. Мы разберём с вами мужскую и женскую дружбу.
Подробно остановимся на различных хобби, развлечениях, которые связывают людей,
делают их общение приятным и полезным. Мы изучим хорошие манеры, умение поддержать
разговор, умение слушать, умение красиво и выразительно рассказывать.
Далее мы рассмотрим этику
семейной жизни. Взаимоотношения с близкими родственниками, с женой и детьми.
Это довольно большой и важный раздел. В дружбе люди связаны между собой довольно
свободно: захотели - встретились, захотели - разошлись. Они проводят в общении
сравнительно непродолжительное время. В
семье супруги общаются постоянно и не всякий может выдержать это длительное
общение. Люди привыкают друг к другу, надоедают друг другу и от этого никуда не
деться. Кроме того, супруги часто контактируют с родителями, с другими
родственниками и везде необходима своя тактика, своя этика общения. Не все родственники
вызывают симпатию и желание встречаться, но они есть и они дороги твоему
близкому человеку или чем-то вам полезны. А бывает и наоборот, они больны,
стары, немощны и их нельзя оставить одних. Жизнь в семье предъявляет высокие
требования к обеим супругам. Здесь не просто дружба и любовь, здесь ещё и
обязанности по отношению друг к другу, к детям к родителям. Здесь не только
приятные минуты общения с любимым человеком, но и неприятности связанные с
финансовыми проблемами, с болезнями, с шалостями детей. И к этому надо быть
готовым. Поэтому, прежде чем решиться на ответственный шаг создания семьи,
необходимо всё взвесить, оценить свои силы, готовность противостоять трудностям,
разочарованиям.
Мы с вами рассмотрим наиболее
часто встречающиеся трудности семейной жизни, типичные семейные конфликты, их
подоплёку, и постараемся найти пути примирения супругов, возможности избежать
конфликта, умения гасить его на самой ранней стадии зарождения. Мы коснёмся
интимной стороны супружеской жизни, т.к. она очень важна для устойчивости и
благополучия семьи. Невежество, предрассудки в интимной сфере часто делают
совместную жизнь супругов невыносимой, превращают её из праздника в муку. Поэтому
сексуальная безграмотность является не меньшим злом, чем сексуальная
распущенность. Эти вопросы будут связаны с изучением форм полового поведения, с
любовными играми, с искусством обольщения.
Если мы хотим иметь крепкую
семью, счастливых детей, мы обязаны знать все тонкости интимного общения
супругов. Но всё это у нас впереди. Мы займёмся этими вопросами в 11 - 12
классах. А сегодня мы начнём изучение психологии подростков.
Прозвенел звонок на
перемену. Саша походил по классу,
рассматривая живопись, скульптуры,
потолкался в коридоре, поговорил с Фреди и снова вошёл в класс.
Занятия продолжились, но Смит
Гоккинс не стал больше утомлять ребят лекциями, а показал им фильм о
подростках. Потом он попросил прокомментировать его. Похожи ли ребята, снятые там,
на сверстников, что в фильме реально, а что надумано? Мнения учащихся
разделились. Началось бурное обсуждение. Одни говорили, что ребята в фильме
нереальные, слишком умные, не по возрасту серьёзные. Другие считали, что
характеры схвачены верно, но они какие-то упрощённые, прямолинейные. Третьи
заявили, что в жизни так парни и девчонки не говорят, не произносят длинных
монологов, не раскрывают на распашку свою душу. Что в жизни всё сложнее и
потому фильм так себе, довольно примитивный.
Смит Гоккинс слушал
высказывания ребят и чуть улыбался. Он был доволен, что сумел разбудить их
мозг, заставить думать, анализировать, оценивать. Он специально выбрал довольно
спорный и не самый удачный фильм. Впереди было ещё много фильмов о самых разных
сторонах жизни и взаимоотношениях подростков. Ещё предстояли длительные беседы
о хороших и плохих манерах поведения, о вредных привычках, о дурных кампаниях,
о юношеском максимализме, упрямстве, стремлении подражать взрослым во всём, и в
плохом и в хорошем. Беседы о физиологии подросткового возраста, о влюбчивости
ребят, их гиперсексуальности и неразборчивости в нормах морали и нравственности,
стремлении поскорее узнать всё, попробовать самому. Об их стремлении к игре во
взрослость, к игре в любовь.
Он должен научить их разбираться в своих
чувствах, понимать самих себя и окружающих. Отделять иллюзии, мечты от
реальности. Дать им достойные примеры для подражания, увлечь истинным
искусством. Посеять в их душах семена культуры, доброты, доверия. А это ой как
непросто! Подростки пугливы, осторожны, недоверчивы по отношению к взрослым и
особенно воспитателям. Власть взрослых, их постоянная опека им порядком
надоели. Они хотят поскорее вырваться из паутины их внимания, жить и поступать
по своему разумению, другой раз вопреки логике, разуму, советам. Они видят
нечто героическое в непослушании, нарушении многочисленных "табу"
которые придумали взрослые: "это нельзя!", "то не делай!",
"так не говори!", "веди себя прилично!". Они стремятся к свободе
личности, в том числе и к нравственной свободе. Свободе от всяческих моральных
норм и правил. И никакие запреты здесь не помогут, Подросток самостоятельно
должен прийти к заключению, что хорошо, а что
плохо. Что можно делать, а чего нельзя. Его надо убедить незаметно, ненавязчиво, исподволь; примером, логикой,
игрой, искусством.