"Прописка"
В воскресенье с утра Юля поехала к Саше. Детский дом находился на окраине Найска и добираться туда было не совсем удобно. Проехав сначала пять остановок на метро, потом три остановки на автобусе, она подошла к огороженному высокой узорной решёткой старинному особняку. Вокруг особняка был разбит сад. Слева, вдоль прилегающей улицы, тянулись теннисные корты, спортивные площадки. Оттуда доносились ребячьи голоса и удары по мячу. Справа, на некотором отдалении, стоял красивый одноэтажный павильон, утопающий в зелени. На заднем дворе виднелись хозяйственные постройки. У широких ворот была калитка и рядом с ней будка дежурного по КПП. Около будки дежурил подросток лет 16-ти.
- Вы к кому? - спросил он.
- К Саше Губерту.
- А.., это новенький. К нему сейчас нельзя. Родственников пускают только с 12-ти по субботам и воскресеньям.
- Но я не знала, я здесь первый раз.
- Сейчас я доложу дежурному воспитателю. Вы кто ему?
Юля замялась.
- Да вообще-то никто, просто знакомая.
- Тогда вас не пустят. У него сейчас карантин.
- Какой ещё карантин?
- Все поступающие в детский дом проходят трёхдневный карантин. В это время их никуда не выпускают и наблюдают за ними. Нет ли у них каких заразных болезней, психических расстройств. Всякие попадают в детдом. Бывают очень запущенные: грязные, с насекомыми, с кожными заболеваниями.
- Но он только что из клиники! У него нет никаких заболеваний. Он совершенно чистый!
- Порядок для всех один, есть инструкция Минздрава. Всё равно он сейчас в карантине.
- Ну, ты все-таки доложи, пожалуйста, я хочу поговорить с воспитателем.
Парень пожал плечами, вынул из кармана телефон и нажал кнопку вызова.
- Майя Семёновна, тут к Губерту пришли. Я объяснил, что к нему нельзя, а она настаивает.
- Хорошо, я сейчас выйду.
Юля подождала минут десять, пока широкая дверь особняка открылась и на крыльце появилась стройная моложавая женщина средних лет с красной повязкой на руке. Через минуту она подошла к КПП.
- Здравствуйте, - сказала Юля.
- Здравствуйте, что вы хотите?
- Я хочу видеть Сашу Губерта, он поступил к вам вчера.
- Но вам же объяснили порядок посещения детского дома. Во-первых, вы пришли не вовремя. Во-вторых, Губерт находится сейчас в карантинном изоляторе. Сейчас у него период адаптации.
- Да что же, он в тюрьме что ли? - не выдержала Юля.
- А вы, пожалуйста, не шумите, девушка. У нас здесь свои порядки. И не вам их менять. Надо было раньше думать, чтобы не доводить дело до детского дома. А то пока ребёнок с родителями, так он им не нужен, а когда их лишают родительских прав, так у них вдруг просыпается любовь к своему чаду.
- Но я ему не родственница, и, потом...
- А кто же вы ему?
- Понимаете, он девять месяцев лежал в клинике и я к нему приходила. Мы давно знакомы. У него больше никого нет.
- Так вы ему чужой человек?
- В общем-то да, но он ко мне очень привязался. Мы как родные. Его родители давно умерли. Он круглый сирота.
- А чужих мы вообще не пускаем, - безапелляционно заявила Майя Семёновна.
- Но у него нет родственников! К нему больше никто не придёт! Поймите же вы!
- Не знаю даже как с вами и поступить... Подождите тут, я посоветуюсь с директором.
Воспитательница ушла, а Юля осталась ждать.
- Почему вас держат тут взаперти, за этой решёткой? Вы что, преступники? - спросила она у дежурившего парня.
- Разные тут есть, - уклончиво ответил подросток. - Некоторые уже в колонии побывали. Если всех распустить, так потом и не соберёшь никого.
- Но если у детей нет дома, нет родных, куда же они денутся?
- Болтаться будут по городу, хулиганить, воровать.
- Но разве все такие плохие? Есть же нормальные дети, потерявшие родителей в катастрофах или из-за болезни.
- Таких мало. Больше лишних.
- Как это "лишних"?
- Ну, от родителей лишённых прав. А кто был хорошим, здесь быстро становится плохим.
- И ты тоже плохой?
- Я не очень, есть хуже.
- И вы всё время здесь за решёткой?
- Да нет. Нас выводят. Группами, с воспитателем. А старших, таких как я, и одних выпускают. По увольнительным. Но только если ведёшь себя хорошо.
- И до скольких лет вас тут держат?
- До 18-ти. Как школу закончат, 12 классов, так на вольное поселение.
- Это куда же?
- Да кто куда хочет. Можно ехать в любой город страны, где есть работа и дают жильё.
- А чему вас здесь учат?
- До 16-ти лет общеобразовательная подготовка, а потом профессиональная, на разных предприятиях и курсах.
- А ты на кого учишься?
- Я на дорожника. Дороги буду строить. Нужная профессия и платят прилично. А потом, мне хочется поездить везде. Я ведь почти нигде ещё не был.
- А в институты у вас поступают?
- Редко.
- Почему же?
- Не любят у нас отличников. А в институт с тройками не поступишь. Это у девчонок иногда поступают. Но тоже мало.
- У вас тут и девочки есть?
- А как же.
- И вы живёте все вместе?
- Учимся вместе, а живём порознь. В разных группах. Но многие старшеклассники давно уже с девчонками живут.
- Как это?
- Ну… как обычно...
- И ты тоже?
- А я что, рыжий? Я как все. Стыдно быть мальчиком в 16 лет!
- Вы что же, любите друг друга?
- Ха! Ещё как!
- А если она забеременеет?
- Примет таблетки и избавится от ребёнка. У нас многие девки в 14 - 15 лет уже не по одному выкидышу сделали.
- Кошмар! - возмутилась Юля. - Это же вредно для их здоровья.
- А кто их заставляет? Пусть рожают, если хотят. Так ведь ни одна не хочет. Зачем ей ребёнок, если она и сама ещё как следует не жила? Ей потрахаться главное.
- Но эти девушки грабят себя духовно! Лишают всего светлого и чистого в жизни.
- А где оно, это светлое да чистое? Вы его видели?
- Видела.
- А я нет... Пока ищешь это светлое да чистое, и жизнь пройдёт. Я так понимаю: надо брать от жизни всё, что можешь и пока можешь, а то другие возьмут... Вон директор с воспиталкой идут.
И парень встал по стойке смирно.
Юля узнала мужчину, который увозил вчера Сашу на автомобиле из клиники. Поздоровалась и стала сбивчиво объяснять ему кто она и почему здесь.
- Да, да, я узнал вас. Вы были вчера рядом с Сашей и с каким-то молодым человеком. Ну что ж давайте поговорим. Пройдёмте ко мне в кабинет. Вы извините нашу воспитательницу, у нас тут строго. Она выполняет мои указания. Но Александр, конечно, ребёнок особый, не испорченный. Ему здесь не место. Мы стараемся устраивать таких детей, находим им семьи. У вас, как я понимаю, ещё нет семьи, раз вы приехали одна?
- Пока нет, - смутившись, ответила Юля.
- Вы, конечно, можете оформить опекунство, если конечно у вас есть средства, но, видимо, и средств у вас нет?
- Средства у меня есть.
И Юля рассказала директору про богатого родственника Саши, Георгия Раковского.
- Видите ли, это доходы неофициальные. Сегодня они есть, завтра их нет. Вот если бы сам Раковский усыновил Сашу, тогда другое дело.
- Но сейчас он в космосе. Вернётся только в начале июля.
- Ну, это уже скоро. Каких-то два месяца осталось.
- Но я не хочу, чтобы Саша здесь находился даже месяц.
- Не знаю, как вам и помочь... Мы, конечно, можем отпустить его под расписку, но у вас ведь и жилья нет?
- Я живу в общежитии, одна в номере. Там есть свободная кровать.
- А если к вам кого-нибудь подселят?
- Я улажу этот вопрос. Договорюсь с комендантом. Это ведь на время.
- Ну, хорошо. Пишите заявление.
Юля взяла лист бумаги. - А что писать?
- Напишите, что вы собираетесь стать опекуном Александра Губерта и просите отпустить его на временное проживание с целью более близкого знакомства и проверки психологической совместимости.
Юля написала всё, что продиктовал директор.
- Ну, теперь ещё куда ни шло. Значит, я отдаю вам воспитанника пока на неделю. Через неделю быть здесь. Понятно?
- Да, да, конечно. Спасибо вам большое.
- Не за что. Это вам спасибо, что принимаете участие в судьбе Саши. Такое у нас нечасто бывает. Испорченные дети никому не нужны. Лишние они.
- Я слышала, что у вас многие воспитанники и воспитанницы вступают в интимные отношения. Это правда?
- К сожалению… Тут мы ничего поделать не можем. Если запретить, начнутся всякие извращения, преступления на половой почве. Детдомовские дети лишены родительской ласки, душевного тепла и они пытаются восполнить это физической близостью. Душевное тепло они заменяют телесным. Отсюда и духовная неразвитость, цинизм, неразборчивость в половых партнёрах. С одной стороны они вроде скороспелые, с другой - духовно бедные. Но, должен вам заметить, что такие дети нередко встречаются и во вполне благополучных с виду семьях, при живых родителях, если дома нет любви и согласия.
- Это верно, - согласилась Юля. - Так я могу забрать Сашу?
- Да, да, сейчас его приведут.
Директор нажал кнопку селектора.
- Дежурный по второму этажу слушает, - раздался голос из динамика.
- Приведите ко мне Александра Губерта из изолятора.
- Слушаюсь, гражданин директор.
Через несколько минут в кабинет вошёл Саша в сопровождении дежурного. Он был одет в какую то дешёвую синюю куртку и синие форменные брюки. Увидев Юлю, он обрадовался. Лицо его посветлело, глаза заблестели.
- Что же ты не здороваешься Александр? Или вы не знакомы? - спросил директор.
- Привет… - произнёс Саша, смутившись.
- Здравствуй. А где твой костюм? - спросила Юля.
- Костюм у меня забрали. Здесь все в униформе ходят. Гражданскую одежду выдают только в увольнение, но меня пока не выпускают.
- У него хороший и дорогой костюм. Здесь нельзя ходить в таком, - пояснил директор. - Его быстро испортят.
- Здесь плохие ребята, - сказал Саша. - Все матом ругаются, дерутся. Меня, правда, ещё не били, но обещали, как только выйду из изолятора.
- За что же? - удивилась Юля.
Александр пожал плечами.
- Новеньких всегда бьют, - пояснил директор. - Традиция у них такая, "пропиской" называется.
- Но это же варварство!
- Согласен, но мы не можем ничего сделать. Единственно, что удалось, так это договориться с заводилами, чтобы били не сильно. До первой крови.
- Куда же смотрят воспитатели?
- Воспитателям за всеми не усмотреть. Пойдёт воспитанник в туалет, там ему и двинут по носу. Или ночью "тёмную" устроят. А если он пожалуется, так ему же хуже будет. Тогда всерьёз изобьют. Тут свои порядки.
- Дикость какая-то! - возмутилась Юля. - И это в наше-то время!
- Это было во все времена и, видимо, будет, - с сожалением произнёс директор. - Эти дети видели столько несправедливости и жестокости! Их самих били родители, били сверстники. А теперь они бьют других. Детская психология.
- Забери меня отсюда, Петровна, - попросил Александр. - Я не хочу здесь жить.
- Да, да, Сашенька. Мы уже договорились с директором. Тебя отпустят на неделю.
- Только на неделю?
- Это пока. Там дальше видно будет.
- Поживёшь здесь несколько дней, а потом опять отпустим, - пообещал директор.
- Ну, хорошо, договорились... Дежурный!
Вошёл дежурный, стоявший за дверью.
- Отведите воспитанника в гардероб, пусть переоденется.
- Слушаюсь, гражданин директор.
Саша ушёл. Директор встал и протянул Юле руку.
- До свидания, - улыбнулась Юля. - Приятно было познакомится.
- Мне тоже.
Она вышла на крыльцо и стала ждать Сашу. Его не было минут тридцать.
"Чего это он так долго копается?" - недоумевала девушка, прохаживаясь вдоль крыльца.
Наконец появился Александр. Юля взглянула на него и не узнала. Нос распух, глаза заплаканы, на лице страдание. Из кармана пиджака торчит окровавленный носовой платок, на лацканах следы крови.
- Тебя избили?! - ужаснулась Юля. - Я сейчас же пойду к директору!
- Не надо... Хуже будет. Тогда мне вообще здесь не жить. Уже не так больно. Пойдём отсюда, - всхлипывая, произнёс Александр.
Юля стала очищать его пиджак, потом дала чистый носовой платок и они вышли за ворота особняка. Дежурный по КПП, взглянув на новенького, ехидно ухмыльнулся.
- Уже "прописали"? Ха, ха! Поррядок!