Еврейский вопрос
После обеда Александр решил навестить дедушку. Он лежал в клинике.
- О, внучек, дорогой! - приветствовал его Евгений Робертович, сидя в кресле. - Рад тебя видеть. А почему ты сегодня так поздно?
- С утра я был занят.
- И чем же это ты был занят, если не секрет?
- Смотрел, как улетает аэровоз. А ещё я познакомился с механиком Томом. Он водил меня по всему воздушному кораблю.
- Ааа, значит, ты был на экскурсии?
- Да. Можно сказать и так.
- Ну и как? Понравилось?
- Ещё бы! Вот бы на таком аэровозе в Америку прокатиться! На самолёте не интересно. Он летит высоко и ничего толком не видно. А аэровоз летит на высоте один - два километра и довольно медленно, он плывёт над Землёй, и всё можно разглядеть.
- Да, - согласился Евгений Робертович, - заманчивое путешествие. Хотел бы я сейчас оказаться во Флориде, на своей вилле. Давно её не видел, красавицу.
- Ничего, дед, наша община будет выглядеть не хуже. И внутри там будет вполне южный климат и пейзаж. А кругом тайга, горы. Такого сочетания во Флориде не увидишь.
- Ты прав, внучек. Мне бы только поправится поскорее. Хочется поглядеть на строительство, на аэровоз.
- Успеешь ещё. Они до конца июня будут летать.
Постепенно разговоры об общине привели их к вопросу её комплектования.
- Я вот тут лежу и всё думаю, кого мы возьмём в общину? У меня даже список небольшой получился. Человек двадцать. У Гарика человек тридцать наберётся, у тебя человек десять, наверное. Но этого мало. Придётся принимать в общину малоизвестных людей из разных стран мира. Конечно, у всех у них должны быть письма-рекомендации от соответствующих медицинских учреждений и организаций, со всеми нужно будет побеседовать.
- Значит, у нас будет многонациональный, многоязычный коллектив?
- Да. Как на космических станциях, как в Мунтауне. И это хорошо. Не будет никаких национальных предрассудков, национального чванства. Так называемой "национальной гордости". Я не понимаю, что это такое "национальная гордость"? Как можно гордиться тем, что ты русский или еврей, или украинец, или грузин? Чем тут гордиться? Ты просто таким родился. Никакой твоей заслуги в этом нет. Так же медведь может гордиться тем, что он медведь, лопух - тем, что он лопух, а заяц - тем, что он заяц. Нужно гордиться своими собственными достижениями: в искусстве, в своей профессии, но своей национальностью гордиться глупо.
- Но можно гордиться культурой, которую создала твоя нация, принадлежностью к великой нации, - возразил Александр.
- Это всё чужие заслуги. И не все представители культуры и науки России были русскими. Они жили в России, творили в России, они восприняли русскую культуру, но среди них были народы разных национальностей. Наука и культура по своей сути интернациональны. Конечно, в каждой культуре есть свои национальные особенности. Они идут из древних времён, когда культуры и народы были разобщены. Так сложилось исторически. Но чем тут гордиться? Это просто многоцветие культур разных народов. И это хорошо.
- А ты, дед, кем считаешь себя по национальности? - спросил Александр.
- А я "интермен" - человек без национальности. Человек с планеты Земля. Моя мать, твоя сестра Соня, была наполовину еврейка, наполовину украинка. Мой отец, Роберт - наполовину поляк, наполовину немец. Родился я в Польше и детство провёл там. Я владею польским языком, воспринял польскую культуру. Но потом мы переехали в Россию. Я учился в Москве. Там женился на русской. Но она тоже не чистокровная русская. "Чистую кровь" сейчас ни у кого не найдёшь. Да и искать её не нужно. Ничего это не даёт. Человек может считать себя кем угодно по национальности. Негр, родившийся в Париже, такой же француз, как и все прочие жители Франции. Он говорит по-французски, он любит французскую культуру и его сердцу дорога Франция. Другой страны он не знает и он вправе считать себя французом. Так же и любой еврей, родившийся и выросший в России, вправе считать себя русским. А лучше вообще не задумываться над этим. Это никому не нужно и ничего не даёт.
- Дедушка, а почему раньше евреев не любили? Я слышал, что в царской России устраивались еврейские погромы, а в фашистской Германии евреев выселяли из страны и даже убивали.
- Да, ты прав, внучек. С евреями во многих странах обходились довольно жестоко и не справедливо. Нет в мире страны, где не было бы антисемитов. И тут две причины. Во-первых, национализм коренной государство образующей нации. В 20-м веке ещё можно было услышать, что Россия только для русских, Германия только для немцев, Грузия только для грузин, Армения только для армян, Эстония только для эстонцев и т.д. Наряду с прогрессивными демократическими интернациональными силами в любой стране существовали и националисты, пытающиеся разжечь национальную рознь, межнациональные конфликты и сделать на этом свою политическую карьеру. Во всех экономических и политических неудачах они пытались обвинить инородцев, выходцев из других республик. Они объявляли их врагами нации и это очень просто объясняло все неудачи. Причём виноватыми оказывались не только евреи (жиды), но и украинцы (хохлы), народы Кавказа (чечмеки), юго-восточной Азии (чурки) и т.д. Национализм враждебен ко всем инородцам, а не только к евреям.
Однако, национализм, вернее национал-шовинизм, как официальная государственная идеология получил поддержку только в фашистской Германии, частично в Италии и Испании. Во всех других странах он подавлялся как враждебная, вредная для общества пропаганда. Россия всегда была многонациональной страной и межнациональные конфликты ей были не нужны. Они подрывали целостность и могущество государства. Вот почему и коммунисты, и демократы исповедовали интернационализм, т.е. равенство всех наций и народностей, населяющих Россию, Советский Союз. То же самое мы видим и в коммунистическом Китае. Их лозунг в национальной политике: "пусть цветут все цветы" говорит о том, что каждая нация, каждый народ имеет право на существование и развитие. Под цветами они понимают многоцветие национальных культур, которые обогащают общечеловеческую культуру. И это правильно. От того, что на Земле много наций и народностей, мы становимся только духовно богаче, интереснее.
Первобытный национализм всегда и везде подавлялся государством. Во всех государствах, кроме фашистских, существовали законы, запрещающие пропаганду национальной розни, разжигание межнациональной вражды и, благодаря этому, национализм не получал сколько-нибудь значительной поддержки в обществе. Он оставался лишь на бытовом уровне в малокультурных семьях. Иное дело с еврейским вопросом. Официально антисемитизм тоже был запрещён, но фактически он скрыто присутствовал в обществе и даже в высших эшелонах власти многих государств мира.
- Но чем это вызвано, в чём причина?
- А это второй момент, о котором я хотел сообщить тебе, внучек. Всё дело в том, что еврейский народ долгое время не имел своего самостоятельного государства. Так сложилась его история. Евреи были разбросаны по всему миру и им грозило вымирание, ассимиляция с другими народами. Поэтому они стали создавать еврейские общины, пытаясь спасти свой язык, свою национальную культуру до лучших времён, когда они снова обретут свою историческую родину. И в этом, нет ничего предосудительного. Каждый народ имеет право сохранить свою культуру, свой язык. Но еврейские общины стали рассадником еврейского национализма, иначе говоря, семитизма. В них проповедовалась исключительность еврейской нации, её талантливость и незаслуженная враждебность к ней других народов. Евреев призывали держаться друг за друга, не бросать в беде, всячески помогать и поддерживать. Еврейский юноша обязан был жениться только на еврейке. Отступников ждала кара. Если еврей получал хорошую должность, высокий пост, то он был обязан продвигать и других евреев по служебной лестнице. В результате создавались еврейские кланы в институтах, клиниках, государственных учреждениях, в редакциях газет и журналов, на радио и телевидении и т.д. Евреи окружали себя евреями и часто проворачивали разные незаконные делишки, пользуясь круговой порукой. Они оттесняли другие национальности и рвались к власти. Ни одна другая национальность не вела себя подобным образом. Русский не окружал себя только русскими, украинец - украинцами, латыш - латышами. Все другие нации вели себя как интернационалисты в многонациональной стране, и только евреи были националистами. Результатом стало то, что в противовес еврейскому национализму (семитизму) возник антисемитизм. Поведение евреев было вызывающим, и оно получало отпор со стороны других национальностей. В Советском Союзе коммунисты в середине XX века начали гонения на евреев, не пуская их на руководящие должности. Внешне это не было особенно заметно. Не было еврейских погромов, антисемитской пропаганды. Действительно талантливые учёные, артисты, педагоги, врачи занимались своим делом не испытывая никаких притеснений. Просто в отделах кадров учреждений сидели люди, которые следили за интернациональным принципом комплектования коллективов. Никакая нация не должна быть избранной, привилегированной. В заслугу ставились лишь деловые качества того или иного кандидата на замещение вакансии, при этом евреев старались не брать. Так что, друг мой, евреи сами оказались виноваты в том, что их недолюбливали в обществе. Они сами своим семитизмом породили антисемитизм.
После образования в 1945 году еврейского государства Израиль, многие евреи стали съезжаться из других стран на свою историческую родину. И в этом нет ничего плохого. Начался массовый выезд евреев и из Советского Союза. Но здесь снова возникли проблемы. Выезжали многие учёные и специалисты, имеющие доступ к государственным и военным секретам. А в ту пору военное противостояние стран социализма и капиталистических государств достигло наивысшей точки. Израиль был капиталистическим государством, а, следовательно, враждебным соцлагерю, и выезд в него евреев, работавших ранее с секретными документами, был крайне нежелателен. Поэтому в Советском Союзе чинились всяческие препятствия их выезду. Впрочем, это продолжалось недолго. После победы демократии в России, все препятствия к их свободному выезду были сняты. Постепенно исчез и антисемитизм. Ведь еврейской культуре и еврейской нации уже ничего не угрожало. Израиль стал хранителем этой культуры и нации. Отпала необходимость в создании еврейских общин на территории других государств. Они ещё сохранялись до конца 20-го века, но потеряли свой агрессивный национализм. Постепенно евреи стали такой же нацией, как и другие, равной среди равных. И теперь уже никто не обвинит их в семитизме. Так постепенно в мире был снят еврейский вопрос. Остались лишь его редкие отголоски на бытовом уровне, как и прочие отголоски национализма. Надеюсь, что человечество уже больше никогда не вернётся к национализму и антисемитизму.
- И это правильно. Путь все народы, населяющие нашу Землю, чувствуют себя как дома в любой стране мира. Я тоже по национальности "интермен". Я вообще не хочу иметь национальность, - заявил Александр.
Он посидел ещё минут пять и попрощался с дедом.