На стройке
Наконец настало 10-е мая.
Обычный субботний день, но к этому событию готовились все, кто имел хоть
какое-нибудь отношение к строительству общины. Сегодня должен был прилететь
первый аэровоз и доставить первую секцию купола. В одиннадцать Александр,
Сергей, Георгий Евгеньевич, Валера и Женя поехали на стройку. День был погожий.
Лёгкий ветерок дул с северо-запада. На небе редкие облака.
Возле вагончика увидели Костю.
Саша подошёл к нему.
- Привет, Гребень.
- Привет, Губа.
- Ну, как, всё нормально?
- Да. Всё по плану. Летит,
блин. Саймонс уже вёл переговоры с экипажем. Им всего 60 километров осталось.
- И как же он будет швартоваться?
Мачта не помешает?
- Не. Его должны на тяговые лебёдки взять. У нас их шесть штук, по периметру. Каждая по
50 тонн берёт и все радиоуправляемые.
- А Татьяна тут?
- Конечно. В вагончике
кашеварит. Обед готовит, блин. Привыкает к домашнему хозяйству. Хочешь, зайди к
ней, я не ревнивый.
- Не, неудобно... Я тут с
друзьями.
И Саша отошёл к машине Георгия
Евгеньевича, возле которой стояли остальные Раковские.
- Ну что? - спросил Валера.
- Через полчаса будет здесь, а
может и раньше. Пошли пока посмотрим внутри.
Возле красивых железных ворот
их встретила охрана.
- Сюда посторонним нельзя.
- Я Раковский, - сказал Георгий
Евгеньевич. - А они со мной.
- О! Тогда проходите. Господин
Саймонс велел пропускать вас и господина Губерта.
- А вот господин Губерт, -
показал он на Сашу.
Охранник вежливо поклонился. -
Только постарайтесь выйти отсюда до прилёта аэровоза. Он с грузом, а под грузом
стоять нельзя.
Они побродили внутри кольца,
посмотрели на строительство спортивных сооружений, разбивку газонов и вышли.
Вскоре по громкоговорителям
объявили, что приближается аэровоз. Просьба всем наблюдателям отойти от
опорного кольца на двести метров. Швартовка будет с правой стороны мачты. Саша
узнал голос Кости. Взоры присутствующих обратились на восток. Там вдали
показалось странное сооружение. Оно напоминало букву "П"
серебристо-белого цвета. Александр насчитал с каждой стороны по пять длинных
сигар-дирижаблей расположенных одна над другой. Вверху между ними была ещё одна
сигара. Снизу дирижабли соединяла блестящая металлическая конструкция вытянутой
прямоугольной формы, а под ней на тросах висел сегмент купола. Он казался
игрушечным по сравнению со всей остальной громадиной.
Тут Александр заметил, как к
вагончику подошёл Саймонс. В руках у него был радиомикрофон, на груди бинокль.
- Пошли к нему. Он нам всё
объяснит, - предложил Саша.
И Раковские направились к
Саймонсу. В это время рабочие и милиция стали отодвигать зрителей за двухсотметровую
отметку. Саймонс заметил гостей и
приветствовал их, помахав рукой. Они подошли, поздоровались.
- Волнуешься? - спросил Георгий
Евгеньевич.
- Да. Уже в который раз возвожу
купол, а всё равно волнуюсь как мальчишка. Народ каждый раз новый, неопытный.
- А аварии у тебя были?
- Нет, бог миловал. Я знаю
всего одну аварию при монтаже купола. Она произошла при строительстве общины в
Палермо.
- А что там случилось?
- Аэровоз ветром снесло на
опорное кольцо. А сегмент купола уже опустили широкой частью вниз. И он ударил
по кольцу. От кольца отломился кусок, а сегмент покорёжило так, что часть
стёкол разбилась. Одному рабочему осколком попало в голову. Тот, бедняга, умер
в больнице.
- А случаи обрыва сегмента были?
- спросил Александр.
- Нет. Если сегмент оборвётся,
то тут будут одни развалины, а аэровоз улетит вверх километров на 20. Придётся
экипажу выпускать газ из оболочек.
Тем временем аэровоз быстро
приближался. Александр разглядел, что прямоугольная металлическая конструкция под дирижаблями коробчатая, с дыркой внутри.
- А зачем этот металлический
прямоугольник под аэровозом? Он же много весит.
- А это алюминиевый короб для
балласта. В него можно закачать 200 тонн воды. Когда сегмент купола отцепят,
потребуется балласт, чтобы компенсировать подъёмную силу аэровоза. Кроме того,
это платформа, за которую крепится аэровоз и груз. Там есть специальные
электрические лебёдки, якорные и швартовные устройства, винторулевые колонки.
Вскоре громада аэровоза зависла
над опорным кольцом. Она медленно снижалась. Видно было, как её сносит ветром
то вправо, то влево от мачты. Воздушные винты дирижаблей были развёрнуты
вертикально и натужно гудели, прижимая аэровоз к земле. Сегмент купола был
подвешен на четырёх тросах. Два троса в вершине сегмента и два в нижней широкой
части по углам. Вот платформа снизилась до двухсот метров. Александр заметил
фигурки людей на её борту. Они сбросили шесть тонких капроновых концов.
- Принять швартовные концы! -
произнёс Саймонс в радиомикрофон, и его команда эхом разнеслась по всей
стройке.
От лебёдок к упавшим на землю
концам побежали рабочие. Вскоре они ухватились за них и потянули к лебёдкам.
Концы были тонкие, лёгкие.
- Неужели они удержат аэровоз?
- спросил Александр.
- Это проводники. Основные
троса на тяговых лебёдках, - ответил Саймонс.
Они подошли к одной из лебёдок
и Саша увидел как проводник с карабинчиком на конце зацепили за огон стального
троса.
- Первый готов, - доложил
рабочий.
- Второй готов, - послышалось в
репродукторе.
- Четвёртый готов, - доложили с
четвёртой лебёдки.
Вскоре все шесть лебёдок были
готовы подать торса на аэровоз.
- Подать троса! - скомандовал
Саймонс.
Барабан лебёдки возле которой
стоял Саша начал вращаться и стальной трос пошёл вверх к платформе аэровоза.
Через двадцать минут все троса
были поданы.
- Передать управление лебёдками
аэровозу! - приказал Саймонс.
Рабочий нажал на пульте красную
кнопку. Загорелось зелёное табло: "Дистанционное управление
включено".
- Теперь аэровоз надёжно
пришвартован к лебёдкам, - сказал Саймонс. - Его положение определяется длиной
тросов. На нём установлена система автоматического позиционирования. Она
управляет лебёдками. Оператору необходимо только указать на мониторе точку над
поверхностью земли, в которой должен находится центр платформы и угол разворота
платформы относительно земного меридиана.
Тем временем лебёдка начала
вращаться, наматывая трос. Аэровоз продолжал снижаться, но его уже не мотало от
ветра. Шесть стальных тросов прочно удерживали эту громадину. Его собственные
воздушные винты смолкли, и стало тихо. Только шум лебёдки да порывы ветра
нарушали эту тишину. Но вот лебёдка остановилась и аэровоз стал разворачиваться
носом к мачте-опоре. Сегмент купола, вернее, его вершина оказалась в нескольких
метрах над ней. Противоположная широкая часть сегмента была на высоте 50 - 60
метров над опорным кольцом. Она стала медленно опускаться. Александр увидел,
что горизонтальная часть сегмента купола снабжена небольшими роликами.
- А эти ролики зачем? - спросил
он у Саймонса.
- Эти ролики опустятся в жёлоб
опорного кольца. Они нужны для того, чтобы сегмент мог немного смещаться в
жёлобе. Колебания температуры деформируют купол. В морозы он сжимается, в жару
расширяется и если его намертво прикрепить к опорному кольцу, то он просто
разрушит его. А вот верх сегмента нужно намертво прикрепить к мачте-опоре.
Тем временем низ сегмента
продолжал снижаться. Медленно, но верно он приближался к опорному кольцу: 20,
15, 10, 5, метров. Вновь заработала тяговая лебёдка, но не надолго. Двое
рабочих подошли к углам сегмента на опорном кольце и руками показывали оператору,
куда его двинуть. Наконец низ сегмента скрылся из виду. Ещё несколько секунд и
рабочие скрестили руки над головой. Это означало, что сегмент встал в жёлоб.
Троса удерживающие его ослабли, зато трос лебёдки натянулся как струна. Теперь
она выполняла роль груза подвешенного к аэровозу.
Александр перевёл взгляд и
заметил рабочих возле острого конца сегмента на самом верху мачты-опоры. Они
махали руками, показывая, что давай, мол, трави помалу. Снова загудела лебёдка
и умолкла смотав несколько сантиметров торса. Все напряжённо следили за самой
ответственной частью операции. Теперь необходимо было насадить верхний конец
сегмента на шпильку, торчавшую из фланца мачты-опоры. Шпилька эта была еле видна
с большого расстояния. Саймонс поднял к глазам бинокль и стал смотреть.
Прошло несколько долгих минут
ожидания и вот конец сегмента медленно двинулся вниз: 3, 2, 1 метр. Остановка.
Рабочие показывают, что нужно принять чуть правее. Снова щёлкнула лебёдка и
через секунду затихла.
- Теперь лебёдками управляют с
аэровоза вручную, - заметил Саймонс. - Система автоматического позиционирования
дает точность удержания порядка полуметра, а тут нужны сантиметры. Нужно попасть
в "игольное ушко". Снова конец сегмента пошёл вниз и завис над самым
штырём. Опять остановка.
- Конец слегка раскачивается, -
объяснил Саймонс. - И мачта тоже. Рабочим надо уловить момент и посадить гнездо
на штырь.
Все замерли в напряжённом
ожидании. Сотни глаз глядели на рабочего застывшего с поднятой рукой на
огромной высоте. Вот он махнул ею вниз и сегмент, чуть вздрогнув, быстро
опустился на фланец. Рабочий покачнулся и ухватился руками за штырь уже торчавший
с другой стороны гнезда.
- Всё, - сказал Саймонс. -
Опустили, порядок.
Александр попросил у него
бинокль. Он увидел, как второй рабочий поднял с фланца здоровенную гайку и,
согнувшись, понёс её к штырю. Первый рабочий насадил на него огромную шайбу.
Затем они вдвоём подняли гайку, надели на штырь и стали закручивать.
- Неужели у них хватит сил,
чтобы закрутить её?! - усмехнулся Валера.
- Да нет. Они закрутят её
несильно. Потом, когда весь купол смонтируют, принесут специальный
гидравлический гаечный ключ и затянут все гайки по-настоящему, - ответил Саймонс.
- Тебя можно поздравить с
успехом? - спросил Георгий.
- Да. Теперь уже можно. Первый
сегмент установлен.
Все пожали Саймонсу руку. Саймонс взял радиомикрофон и его голос
прогремел на всю стройку: - Установка сегмента завершена. Всем спасибо.
- А когда будут ставить второй?
- спросил Сергей.
- Второй ждём через три дня. Он
уже над территорией России. Где-то в районе Магадана, на высоте 2000 метров.
- А когда его станут
монтировать, соединять с первым?
- Числа 14-го, думаю, начнём.
- Значит, мне с Андреем можно
выходить на работу?
- А ты оформился в отделе
кадров?
- Да, конечно. Показал им
удостоверение монтажника-высотника.
- Ну, тогда выходите.
Тем временем рабочие
отсоединили троса связывавшие сегмент купола с аэровозом и те медленно уползли
на платформу. Александр заметил, что с
платформы опускают длинный чёрный шланг внутрь опорного кольца. Через некоторое время спустили насос.
- Что это они делают? - спросил
Александр.
- Воду будут закачивать в
платформу, - ответил Саймонс. Им балласт нужен. Обратно-то они летят без груза!
Вдруг снова заработала тяговая
лебёдка и коробчатая платформа опустилась до самой верхушки мачты. Подали трап
и несколько человек с аэровоза перебрались на мачту. Затем они скрылись внутри
неё.
- Надо пойти пообщаться с ними,
- сказал Саймонс. - Они сейчас вниз спустятся на лифте.
- А когда аэровоз улетит? -
спросил Александр.
- Завтра утром. Примут балласт,
отдохнут и полетят обратно в Сан-Франциско.
Раковские, Сергей и Саша сели в
приземистую "Ладу" Георгия и поехали по домам.