Аэровоз
День выдался не жаркий, но тёплый, без полуденного зноя. Отдыхающих на
косе было немного. Саша, Валера и Женя лежали на золотистом песке под ласковыми
лучами сентябрьского солнца и глядели в бездонное голубое небо Флориды. Лёгкие
серебристые облака застилали весь юго-запад. Самолёты оставляли тонкий
инверсионный след, расчерчивая небо как классную доску замысловатыми фигурами.
Временами над побережьем медленно проплывали вертолёты, турболёты.
Вдруг Александр заметил в небе нечто необычное. Оно было длинное,
серебристое и приближалось с северо-востока. Это нечто было похоже на НЛО, вернее,
это был не один объект, а несколько, целая вереница! Александр толкнул в бок
Валеру.
- Смотри, вон, что это? Летит...
Валера посмотрел в указанном направлении и равнодушно сказал:
- Аэровоз.
- Чего?
- Воздушный поезд. Не ясно, что ли?
- Ааа… - протянул
Саша.
Он уже слышал про такие поезда, но ни разу не видел. В районе Найска они не летали.
Тем временем аэровоз приближался. Александр
насчитал в его составе двенадцать дирижаблей. Это были гигантские сигары,
которые медленно плыли на запад. Под каждой из них прилепился маленький
вагончик - гондола.
- А чего гондолы такие маленькие?
- Это они кажутся маленькими, а каждая из них по 20 тонн будет, -
отозвался Валерий.
- Ааа. А как же он летит? Где у него двигатели?
- Двигатели на каждом дирижабле по бокам, а впереди локомотив с
электростанцией на топливных элементах. Он вырабатывает электроэнергию и питает
ею все электродвигатели. Ну а те вращают воздушные винты в поворотных насадках.
- В каких насадках?
- В поворотных, дерево!
- Сам дерево. Объясни толком.
- Чего тут объяснять? Насадка с винтом крутится вокруг горизонтальной
оси. Когда дирижабль летит вперёд, винты у него как у самолёта, а когда
садиться или взлетает - как у вертолёта. Понял?
- Понял, - кивнул Саша.
Они проводили глазами вереницу "НЛО" и Александр снова
спросил.
- Послушай, а если ветер? Он же их сдует!
- Не сдует. О ветре синоптики предупреждают. И потом, ветер до 15-ти
метров в секунду им не страшен. Они летят со скоростью до 100 км/ч.
- Медленно. Самолёт быстрее.
- Ясно, что быстрее, но самолёт дороже. Самолёту ещё и аэродром нужен.
- А аэровозу не нужен?
- Нет, конечно.
- А куда же он садится?
- На круг.
- На какой круг?
- На рельсовый.
Валеру стала раздражать Сашкина настырность.
- Ни чего не понял, - сказал Александр.
- Ну и дуб же ты столетний, Шурик!
- Сам дуб!
- Это я-то дуб?! Ах ты, сосулька Сибирская!
Они сцепились и стали кататься по песку, пытаясь уложить друг друга на
лопатки.
- Сашка, давай, жми его! - кричала Женя. - Будет знать, как обзываться!
На какое-то время Александр оказался сверху и уже прижал было Валеру к
песку, но тот вывернулся и Саша оказался на спине. Валера попытался дожать его,
но Александр сопротивлялся, кряхтя от натуги. Тут Женя ухватила Валерку за шею
и опрокинула назад. Саша воспользовался этим и уселся верхом на его животе,
удерживая руки.
- Отпусти Женька, дура! - хрипел Валера. - Голову отпусти! Двое на
одного - не честно!
- Честно! Честно! – смеясь, щебетала Женя. - Ты старше и сильнее.
Поэтому честно.
- Болваны! - злился Валерий, - отпустите!
- А ты будешь хорошо себя вести? Обзываться не будешь? - не унималась
сестра.
- Я же не тебя обзывал, а этого хилятика!
- Вот опять обзываешься! - заявил Саша, - За это тебе полагается
"персик".
И он щёлкнул Валеру по носу.
- Сашка, убью!
- А за это ещё "персик".
И Александр опять щёлкнул Валеру.
- Ладно, сдаюсь, - простонал Валера.
- Вот так-то! - весело сказала Женя. - Знай наших! Мы с Сашкой теперь
всегда тебя одолеем.
- Зато я вас по одиночке запросто поколочу.
- А мы по одиночке ходить не будем. Верно, Саша?
- Ага.
- А я его вечером в спальне поймаю и тёмную сделаю. Или вы и спать
вместе будете? - ехидно спросил Валера.
Женя смутилась. Саша нравился ей, и такой вопрос задел её самолюбие.
- Дурак ты, - произнесла она и надулась.
- Вот, сама обзываешься, а мне выговариваешь, - укоризненно сказал
Валера. - Ладно, отпустите, мир.
Александр слез с живота Валеры и лёг рядом. Женя тоже вернулась на своё
место.
- А всё-таки, как же они садятся, эти аэровозы?
- вернулся к начальной теме Александр.
- Я и сам точно не знаю, - признался Валерий.
- А я знаю. Я по телику видела, - заявила Женя. - Они садятся против
ветра. По рельсовому кругу едет такая штука, вроде поезда и тащит двенадцать
платформ на тросах. Первая платформа останавливается против ветра и на неё
опускается первый дирижабль. Он бросает верёвку, а её ловят на платформе и
подтягивают гондолу лебёдкой. А потом она крепится к платформе специальными крючками.
- Не крючками, а гидравлическими захватами, - вспомнил Валера.
- Не перебивай, если объяснять не умеешь! - заявила Женя и продолжала.
- Поезд продвигается вперёд и вторая платформа оказывается под вторым
дирижаблем. Его гондола тоже захватывается крюками и поезд опять продвигается
по кругу. И так до последнего дирижабля.
- А дальше? - спросил Александр. - Как же их разгружают потом?
- А поезд с дирижаблями подходит к специальному перрону. Дирижабли
цепляют тросами за бока, гондолы отстёгивают от дирижаблей и увозят на
разгрузку. Новый поезд с гондолами заходит под пустые оболочки дирижаблей, и
гондолы соединяют с ними. Состав готов. Он снова идёт на круг, становится
против ветра, и там гондолы отцепляют от платформ в обратном порядке. Сперва последняя,
потом предпоследняя и так до первой.
- Понял, - кивнул Александр. - А если груз не 20 тонн, а меньше?
- Тогда надо брать балласт, - пояснил Валера. - Вывеска должна быть
точной.
- Это же неудобно.
- А чего неудобного?
- Ну, балласт-то нужно же где-то брать, а потом выкидывать его.
- Балда! Балласт - это вода! Залил в специальные мягкие ёмкости по
бортам, а потом вылил, когда прилетел на место. Вот и всё.
- По-моему, обыкновенный поезд всё же лучше, - заявил Александр. -
Берёт груза больше и везёт быстрее.
- Сказал тоже! Зато дирижабли - самый дешёвый в мире транспорт. Энергия
тратится только на преодоление сопротивления воздуха. А если ветер попутный, то
и вообще, за фу-фу долететь можно. И потом, на севере России или Канады вообще
мало железных дорог. Строить их там очень дорого. А дирижабли могут доставить
груз куда угодно, хоть в Арктику, хоть в Антарктику. Да и в горных районах они
незаменимы. На Памире, в Тибете, в Гималаях.
- Так там и грузов-то не надо. Там почти никто и не живёт, - заявил
Александр.
- Да, как же! А добыча ископаемых! А отары овец? Знаешь, сколько сейчас
народу живёт в горах! А сколько там техники! Руду самолётами возить не будешь.
Она тогда дороже золота станет. А аэровозами можно.
Это дёшево.
- А если из дирижабля выйдет газ? Дырка образуется в оболочке.
- А откуда она возьмётся дырка-то? На земле проверяют герметичность и
подъёмную силу оболочек, а в воздухе её проткнуть нечем. Тем более что ткань
очень прочная. И потом, в каждой гондоле есть аварийный запас газа, на случай
небольших утечек.
- Так что же, с ними и аварий не бывает?
- В воздухе практически нет. Бывают отдельные случаи при посадке, когда
порывом ветра гондолу ударяет о платформу, но там есть специальные амортизаторы
- кранцы, так что серьёзных повреждений не случается.
- Пошли лучше искупаемся, - предложила Женя. Ей уже надоело лежать на
солнце.
- Пошли, - согласился Валерий. Он поднялся, отряхнул песок, потянулся и
направился к воде. Александр последовал за ним. - Вообще-то я недавно фильм
видел, - продолжил Валерий, - там один аэровоз унесло
ветром из Канады в Россию. Он летел в Гренландию, но синоптики что-то промухали и он попал в ураган. Его долго носило над Северным
ледовитым океаном, пока он не добрался до России и не сел где-то в Архангельске.
Всё кончилось благополучно.