Поездка в КСШ
Конноспортивная школа находилась за городом, километрах в 35-ти, рядом
с ипподромом.
- Как ты туда добираешься? - спросил Сергей.
- Сначала на метро, потом на электричке, а там пешком минут двадцать, -
ответила Юля.
- Это долго, поехали на такси.
- Но это же дорого.
- Когда ведёшь сам - не очень.
- А ты умеешь водить машину?
- Конечно. Ещё два года назад получил права.
Они подошли к стоянке такси. Красивые блестящие «Волги» и «Лады»
выстроились как на параде. В некоторых сидели водители, другие были пусты.
Сергей подошёл к свободной машине серебристо-белого цвета, открыл
дверцу и пригласил свою спутницу. Затем достал из куртки карточку водителя,
вставил её в щель бортового компьютера и нажал кнопку. На табло замелькали
цифры, затем скрипучий голос синтезатора речи произнёс: «Машина исправна.
Водород - 46 литров. Можете ехать. Счастливого пути».
Юля с интересом взглянула на Сергея.
- А без карточки она не поедет?
- Без карточки нет, - ответил он. - Сейчас в память компьютера введены
все мои данные, чтобы меня можно было найти в случае чего.
- Понятно...
Сергей нажал одну из кнопок компьютера, и на экране дисплея высветилась
карта города.
- Где находится твой ипподром? Покажи-ка.
Юля присмотрелась к карте и показала пальцем на квадратик в левом верхнем
углу. Сергей подвёл световой маркер к указанному месту. Там замелькал красный
крестик. И тут же жёлтая пунктирная линия побежала по городским улицам,
высвечивая оптимальный маршрут движения.
- Поехали, - сказал студент.
Машина плавно тронулась.
Юля мало была знакома с автомобильной техникой. Студенческая стипендия
не располагала к частым поездкам на такси. Сейчас же ей представился случай
восполнить пробел в знаниях и, слегка помедлив, она спросила:
- А трудно управлять таким сложным автомобилем?
- Нет, - ответил Сергей. - Когда научишься, не трудно. Проще пареной
репы. Тут почти всё делается автоматически. Дави на газ и едь куда хочешь.
- А что это высвечивается в нижней части лобового стекла? - спросила
Юля.
- Это действующие на маршруте дорожные знаки. Они сообщают о себе
специальным инфракрасным сигналом, как бы «поют» каждый своим голосом на
расстояние до ста метров.
- Здорово, - сказала Юля.
Видишь светящуюся точку на карте? Она обозначает место, где мы сейчас
едем. Мы движемся, и точка движется по карте. Компьютер ведёт счисление
пройденного пути и определяет наше место по спутнику с точностью до одного
метра.
- А что это за огоньки на пульте справа?
- Это сигналы светофора на перекрёстке. Они дублируются компьютером.
Каждый светофор, кроме света, тоже «поёт». А компьютер следит за соблюдением
правил дорожного движения.
- Вот это даа… - удивилась Юля, - даже правила движения нарушить нельзя?
Вот это техника!
- Правила нарушить, конечно, можно, при желании, только потом за это
придётся расплачиваться. Компьютер штрафанёт нас.
А вот мы, кажется, и нарушили правила, чёрт побери! Повернули направо,
не включив сигнал поворота.
- Нарушение правил дорожного движения, пункт восемь. Штраф пять рублей,
- раздался голос синтезатора речи.
- Вот так-то! Что я говорил!?
- А почему нельзя сделать так, чтобы компьютер сам показывал повороты?
Он же знает маршрут движения, - спросила Юля.
- А потому, что я не включил автопилот. Это значит, что я в любом месте
могу отклониться от рекомендованного маршрута. Компьютер не может знать моих
намерений.
Неожиданно машина резко затормозила. Юлю качнуло вперёд. Справа со
двора выскочил подросток на велосипеде.
- Вот, идиот! - вырвалось у
Сергея. - Ещё немного и попал бы под колёса.
- Ты вовремя затормозил, - сказала Юля.
- Это не я, это компьютер. В машине есть локатор, который видит
препятствия, и если водитель не тормозит, то он сам включает тормоза.
- Но парень выскочил сбоку, как локатор его заметил?
- Локатор видит и сбоку, но реагирует только на движущиеся предметы. Он
измеряет их скорость, направление движения, дистанцию и определяет возможность
столкновения. Если бы парень стоял или ехал медленно, компьютер не стал бы
тормозить.
- И всё-таки это очень сложно, - покачав головой, заметила Юля.
- Сложно для понимания, а ездить не сложно, - ответил Сергей.
Жёлтая пунктирная линия на карте постепенно сокращалась. Яркая точка
приближалась к мигающему красному крестику. Оставалось километров тридцать по
прямой. Машина выехала на автостраду.
- Теперь можно ехать и побыстрее, - объявил Сергей.
Он нажал на педаль газа, и машина рванулась, ускоряя движение. Вскоре
спидометр показал 160 км/ч.
- Ты не боишься ездить так быстро? - с опаской спросила Юля.
- На автострадах меньше ста не ездят, это запрещено правилами. Иначе мы
будем мешать другим.
Машина шла ровно, разрезая воздух и слегка покачиваясь. Слева их
обогнал серебристо-зелёный «Мерседес». Он пролетел словно пуля.
- Ну и гонит! - удивилась Юля.
- У него скорость 250, - ответил Сергей. - Это профи, ему можно, а на
нашей стоит ограничитель. Компьютер учитывает стаж, возраст водителя, а также
допущенные ранее нарушения правил. Они автоматически проставляются в его
водительской карточке. Больше 160-ти он мне не позволит.
Вдруг мимо пронёсся автомобиль необычной формы, Юля ещё не видела
таких.
- Это трассер пошёл, - прокомментировал Сергей. - Новая машина фирмы
"Форд". Недавно стали поступать к нам в Россию. Они туристов возят.
Скорость у трассера до трёхсот! Знаешь, какие у него колёса?
- Нет, - призналась Юля.
- Как у мотоцикла. Два посредине. Сзади большое широкое, а спереди
поуже - рулевое. Днище с боков приподнято. Наверху воздушные
рули-стабилизаторы, как у самолёта.
- На двух колёсах же неустойчиво, - неуверенно произнесла Юля.
- На малой скорости и на стоянке он боковые колёсики выпускает, как
самолёт шасси. А по трассе идёт на двух колёсах. На скорости устойчивость у
него хорошая, а сопротивление движению уменьшается, а главное - нет боковой
раскачки.
Вскоре они подъехали к ипподрому, и Сергей вылез из машины.
- А ты не собираешься платить за проезд? - спросила Юля.
-Зачем? - удивился Сергей. - Мы
же обратно на ней поедем. Я обязан вернуть её на стоянку. Там и заплачу.
- А её никто не угонит?
- Нет. Компьютер будет ждать нас и с другим водителем не поедет.
- А если водитель долго не будет возвращаться? Скажем, сутки и больше.
- Ему придётся много заплатить за простой. Вот и всё.
- А если с ним что-нибудь случилось? - не унималось Юля, - если он не
может ехать?
- Тогда он должен позвонить в автосервис и за машиной приедет механик.
- А другой человек, скажем пассажир, может оплатить проезд?
- Конечно. Достаточно ему вставить свою кредитную карточку в счётчик и
набрать нужную сумму. Счётчик спишет с кредитки эту сумму и переведёт её на
счёт автосервиса. Платить может любой пассажир и даже несколько пассажиров по
частям. Но пока на счётчике за водителем числится хоть одна копейка, машина
будет закреплена за ним и простой придётся оплачивать ему.
Сергей с Юлей уже шли по дорожкам ипподрома в конюшню.
- А кто же заправляет машины водородом? - поинтересовалась Юля.
- Это делают ночью служащие автосервиса. Приезжает специальная
машина-заправщик с жидким водородом в цистерне и заправляет все стоящие такси.
Одновременно механики проверяют исправность машин, неисправные отгоняют в ремонт.
- А если неисправность возникнет в дороге, тогда что?
- Смотря, какая неисправность. Если серьёзная, то машина остановится и
дальше не поедет. Тогда звони в автосервис и жди, когда тебе пригонят
исправную, но это случается крайне редко. Бортовой компьютер заранее выявляет
все возможные неисправности и предупреждает механика. А в случае мелких
неполадок, например с сигнализацией, компьютер предупреждает водителя, но
позволяет ему закончить маршрут. Зато новый водитель уже не сможет
воспользоваться неисправной машиной.
Молодые люди вошли в конюшню.