Конструктор
Зима окончательно вступила в
свои права. В тайге было уже довольно много снега. Оттепели прекратились, и
температура установилась на уровне минус 5 - 15 градусов.
Андрей вернулся домой около
десяти вечера. Он вошёл слегка
запыхавшийся, раскрасневшийся от мороза.
- Привет, - небрежно бросил он
заглянувшей в прихожую Зое.
Следом за ней появилась и Катя.
- Здравствуй, котёнок, -
приветствовал её Андрей. - Как дела? Девочка смущённо заулыбалась и пожала
плечами. - А мы сегодня в садике в конструктор играли. Я дом строила.
- И как же ты его строила?
- Из деталей. Только этот
конструктор не настоящий, а виртуальный. Он в компьютере сидит. Там разные
детальки, их много, много! Из них нужно выбирать такие, чтоб подходили. И тогда
на экране получается дом. Я его первая построила. Меня воспитательница
похвалила. Он пятиэтажный, с арками и колонами.
- А другие ребята тоже дома
строили?
- Нет. Мальчики разные машинки
собирали, а потом ездили на них. Там такой джойстик есть, им можно управлять
машинкой. А можно и кораблём и самолётом. Хоть трактором! - и Катя засмеялась
своей шутке.
- Ты будешь, наверное, как мама
- инженером-конструктором?
- Не знаю. Но вообще-то мне это
нравится. Захочу - дом соберу, захочу - машину или самолёт. Они там прямо как
настоящие!
- А вот твоя мама настоящие
машины проектирует, - заметил Андрей.
Он уже разделся, надел домашние
шлёпанцы и прошёл в гостиную.
- И вовсе не настоящие, -
возразила Катя. - Она тоже на компьютере их собирает.
Андрей сел на диван и Катюша
сразу забралась к нему на колени. Зоя устроилась в кресле напротив.
- Сперва на компьютере, а потом
они становятся настоящими, - возразила она.
- Как это? - не поняла Катя.
- Это долго объяснять. Ты ещё
маленькая. Вот вырастешь и узнаешь.
- Расскажи, - попросил Андрей.
- Мне это интересно. Ты же знаешь, чем я занимаюсь в лаборатории, а на твоей
работе я ещё не был.
- У меня на работе всё
проще. Там нет таких хитрых приборов,
как у вас. Одни компьютеры, да видео-шлемы.
- Ну и как же ты проектируешь
машины?
- А очень просто. Существует
каталог деталей машин и функциональных узлов: редукторов, клапанов, приводов,
подвесок и т.д. В зависимости от задания я подбираю различные узлы и детали,
соединяю их вместе и получаю нужный механизм.
- Но ведь эти детали и узлы
должны точно подходить друг к другу, сопрягаться.
- Правильно. Сначала я указываю
куда, в какое место надо поставить ту или иную деталь, потом меняю её размеры -
масштабирую, и, наконец, вставляю куда нужно. А более точную подгонку делает
сам компьютер. Я могу, как угодно вращать механизм, делать вырезы, разрезы,
убирать детали.
- Понятно. Значит, в
видео-шлеме ты видишь трёхмерное изображение проектируемой машины?
- Конечно. Изображение цветное,
объёмное. Кроме того, я могу увидеть механизм в работе. Могу моделировать разные
нагрузки. Если нагрузка превышает допустимую, то перегруженные узлы начинают
краснеть, как бы раскаляются и возле них появляются мигающие стрелки.
- А откуда компьютер знает,
какие узлы перегружены?
- Так в него же заложены все
характеристики деталей: прочность, упругость, марка металла или пластмассы и
даже стоимость. Пока я конструирую, соединяю детали, компьютер подсчитывает
допустимые нагрузки, скорости вращения, трение, массу.
- Так тебе и делать нечего. Всё
делает за тебя компьютер!
- Если бы! - усмехнулась Зоя. -
Собрать механизм несложно. Но потом приходится долго возиться с его отладкой,
доводкой. Бывает, не идёт какой-нибудь узел и всё! То он перегревается, то
ломается, то не влезает в размер. Главная наша забота - это обеспечить нормальную
работу механизма при минимальных его габаритах и стоимости. Если бы нас не
зажимали заказчики по габаритам и стоимости, то конструировать было бы совсем
просто. А так приходится ломать голову, переделывать всё раз, другой, третий,
пока не получится то, что надо. Заказ на проектирование выдаётся двум, трём, а
то и пяти КБ одновременно, а в металл воплощается только один - самый лучший проект.
- И тебе удаётся конкурировать
с другими фирмами?
- Удаётся, как видишь. Иначе бы
нас давно разогнали. У нас в группе пять инженеров-конструкторов. Талантливые
ребята. Мы проектируем манипуляторы для роботов и разных технологических линий.
Манипуляторы самые разные, от простейших, до очень сложных, копирующих руку человека.
Её пальцы имеют чувствительность не хуже пальцев хирурга и могут выполнять
очень точную, буквально ювелирную работу.
- Ну и как же потом воплотить
ваш компьютерный виртуальный манипулятор в реальный, из металла и пластиков?
- Очень просто. Компьютер
выдаёт полный каталог деталей и все их размеры. Чип-флэшку с цифровыми данными
можно сразу закладывать в универсальный обрабатывающий центр. Он выточит любую
деталь с точностью до микрона.
- Значит, так можно
спроектировать любой станок, любую машину?
- Конечно. Но для компьютера
нужны программы. А современные программы очень сложны и дороги. Есть программы,
по которым проектируют автомобили, корабли, самолёты. Они моделируют нагрузки,
вибрации, удары. Сначала компьютерную модель самолёта подвергают компьютерным
испытаниям. Модель ломается, разрушается, но всё это не настоящий самолёт, а
его виртуальный образ. Такие испытания не требуют затрат. И только потом
виртуальный самолёт воплощается в реальный.
- Теперь мне ясно, почему
авиация, кораблестроение и автомобилестроение так далеко шагнули вперёд. Да и
роботы великолепные! Всё что хочешь сделают, и костюм сошьют, и телевизор
соберут, - заметил Андрей. – Значит, манипуляторы универсальных строительных
роботов это твоё детище?
- Не только моё. У нас
коллектив и все мы в той или иной степени участники разработки. А вообще-то, у
нас Гена Фёдоров всему голова. Он обычно выдаёт новые идеи, а мы претворяем их
в жизнь. У нас его зовут "Генератор-Гена" или "ГГ".
- А я его знаю, - вдруг заявила
притихшая Катя. - Он заходил к нам два раза. Ты ему варенье давала.
- Верно. Он болел, и я давала
ему малиновое и брусничное варенье.
- А нам в садике говорили про
робота-хирурга. Он сам все операции делает.
- Это не совсем так, - пояснил
Андрей. - Врач-хирург есть, но он находится далеко. В какой-нибудь клинике. Ему
передают по телевизионным каналам изображение операционного поля, а он делает
операцию как бы понарошке. Надевает на руку специальный экзоскелетон, берёт в
руку хирургический инструмент, на голову надевает видео-шлем и выполняет операцию.
При этом он видит объемное цветное изображение своего пациента. Больной лежит
в какой-нибудь захудалой районной больнице, где есть робот-хирург, а настоящий хирург управляет этим роботом за
сотни и тысячи километров. Благодаря роботам-хирургам теперь крупнейшие
специалисты могут выполнять сложнейшие операции не выходя из дома. Они могут
выполнять операции на космических станциях, на кораблях в океане, высоко в
горах, в Арктике и Антарктике и даже в подводных камерах. Робот-хирург не
укачивается в море, не боится невесомости, не устаёт и не болеет. Он может
трудиться и день и ночь, лишь бы на другом конце им постоянно управляли
специалисты. Настоящему хирургу теперь не куда спешить, не надо срочно куда-то
ехать, лететь. Например, человек попал в аварию и ему оторвало руку или ногу.
Тут важно не упустить время, важно сделать операцию быстро. Пострадавшего
привозят в ближайшую больницу, устанавливают связь с крупным медицинским
учреждением, где есть специалисты по сшиванию сосудов, нервов и робот-хирург
приступает к работе.
- Разве можно пришить
оторванную руку? - усомнилась Катя. - Человек же не кукла!
- Можно, - если не терять зря
время. Есть специальные манипуляторы для микрохирургии. Они копируют кисть
человека, уменьшенную в 15 раз. А изображение операционного поля увеличивают в
15 и более раз. Таким образом, микро-хирург видит в шлем всё очень хорошо.
Каждый сосудик, каждый нерв и делает буквально ювелирную работу.
- Мама, а ты купишь мне
видео-шлем? Я хочу смотреть стереокино и играть в компьютерные игры.
- Но у нас дома есть
стереовизор.
- А я хочу смотреть одна, чтобы
мне не мешали.
- Нет, Катюша. Шлем дорогой, а
смотреть слишком много тебе вредно. Ты станешь телеманкой.
- А у нас девочки смотрят
много.
- Значит, родители неправильно
их воспитывают. Эти девочки будут жить в своём компьютерном виртуальном мире,
не зная настоящей жизни, не умея играть и общаться со сверстниками. У них будет
слабое здоровье, поскольку они мало двигаются, переутомляются, и им будет
трудно в жизни.
- Я с тобой согласен, - кивнул
Андрей. - Когда все вместе смотрят телевизор, то есть общие эмоции, общие
впечатления. Можно комментировать, обсуждать увиденное. Так создаётся общее
мнение, воспитываются дети. А если каждый уткнётся в свой видео-шлем и будет
смотреть своё кино, то людям просто станет не о чем разговаривать. Каждый будет
сам по себе. Кроме того, родители не
знают, что смотрит их ребёнок. А он
может смотреть совсем не детские фильмы. Это может быть и порнофильмы, и фильмы
ужасов, которые перевозбуждают, травмируют неокрепшую психику детей. Это могут
быть и какие-нибудь сектантские фильмы, уводящие детей из реальной жизни в мир
духов, призраков, ложных идеалов. Поэтому видео-шлем детям противопоказан.
- Ууу… - недовольно протянула
Катя и пошла спать.