Оживление
Сентябрь. Небольшой сибирский городок Найск.
Клиника специальной хирургии при медицинском институте. Операционная.
- Везут, везут, - раздались приглушённые голоса студентов.
Юля и Ольга прильнули к большой куполообразной стеклянной стене, отгораживающей
операционную от зрителей, за которой бригада врачей готовилась к таинству оживления
очередного пациента. Девушки стояли на возвышении и отлично видели всё.
- Ой, какой он бледный! Как мраморный. Даже инеем покрыт,
- тихо произнесла Юля.
- Неужели он оживёт? Просто не верится, - отозвалась Оля.
Юля ничего не ответила, но парень, стоявший слева от них, уверенно
заявил. – Конечно, оживёт. У профессора Зверева все оживают.
Девушки посмотрели на него. Он был немного выше среднего роста,
крепкого спортивного телосложения, узколицый, загорелый, с ёжиком коротких
светлых волос на голове. На вид ему было 22 - 23 года.
- А вы уже видели, как оживляют? - спросила Юля.
- Много раз, - ответил молодой человек и предложил. – Хотите, я буду комментировать
всё, что происходит за этой стеклянной стеной?
- Попробуйте, - согласилась девушка. - Нам всё это очень интересно.
Вокруг стены плотным полукольцом стояли студенты - медики. За ней, в
белоснежной операционной, находилась бригада из четырёх врачей во главе с профессором
Зверевым и телерепортёр из Москвы. Слева от них на стене висел большой
телевизионный экран, на котором демонстрировалось операционное поле. Справа, на
таком же телеэкране - параметры жизнедеятельности больного.
Студент со светлым ёжиком встал позади девушек так, чтобы хорошо было
слышно обеим.
Из дверей морозильной камеры на высокой тележке вывезли подростка лет
14 – 15-ти. Его тёмные, аккуратно зачёсанные на бок волосы,
были покрыты инеем и казались седыми, глаза закрыты, губы бескровны, на
обнажённом теле искрились кристаллики льда.
Телерепортёр засуетился, стараясь не упустить исторический момент.
Тележка остановилась посреди зала у операционного стола. Подростка как бревно
перенесли с тележки на стол. Репортёр подошёл к профессору Звереву, снимая крупным
планом его округлое, с розовыми щеками, лицо и обратился с вопросом.
- Уважаемый профессор, не согласитесь ли вы сказать несколько слов
нашим телезрителям?
- Я к вашим услугам, - вежливо ответил профессор.
- Телезрители, да и вся мировая медицинская наука знают вас как
ведущего специалиста в области криологии - науки о замораживании и оживлении
людей. Вы со своими ассистентами провели уже десятки сложнейших операций с
прекрасными результатами. Скажите, уважаемый профессор, чем примечательна и необычна
сегодняшняя операция?
- С удовольствием отвечу на ваш вопрос. - Чуть заикаясь, произнёс
знаменитый учёный. - Дело в том, что сегодня мы оживляем самого первого на
Земле, достаточно профессионально замороженного человека. Это, кстати, и самый
молодой наш пациент. Пареньку было всего 14, когда его заморозил собственный
отец, профессор Губерт. С тех пор прошло 85 лет, и до
сих пор никто не решался оживить Сашу - так звали этого мальчика при жизни. Мы
уже замораживали и оживляли десятки людей, но они находились в замороженном состоянии
сравнительно недолго, всего 2 - 3 года. Здесь же мы имеем уникальный случай
рекордно длительного замораживания.
- Скажите, профессор, а почему нельзя было оживить Сашу раньше?
- Причин здесь несколько. Во-первых, наш пациент был заморожен по
старой и не очень совершенной методике. Вместо крови у него в теле был
специальный физиологический раствор, который изобрёл сам профессор Губерт. Этот раствор нами уже давно не применяется. Он
давал неплохие результаты на мелких животных: кошках, собаках, кроликах, но для
людей и обезьян он не очень подходит. Нам удалось создать новый раствор,
совершенно безвредный, и 5 лет назад мы заполнили им организм Саши. Затем мы усовершенствовали
методику оживления, которая практически свела к нулю риск криологических
осложнений. Но главная причина не в этом. Дело в том, что Александр, в результате
своей же оплошности, подвергся сильному радиоактивному облучению в одной из
лабораторий нашей клиники, которой в то время руководил его отец. Он получил
смертельную дозу радиации, и у него сразу отказали многие жизненно важные
органы. Нужны были годы, чтобы организм Саши сам очистился от радионуклидов, но
этого времени у парня не было. Дни его были сочтены.
Вот тогда-то отец мальчика и решился на рискованный эксперимент. До
этого он проводил опыты по замораживанию только на животных и не известно,
когда бы он перенёс их на людей. И с животными-то дело шло не лучшим образом. У
профессора Губерта не было никакой уверенности в
успехе этого эксперимента, но у него не было выхода! Он надеялся, что если не
ему, то его ученикам удастся найти безопасную методику оживления, и что Сашу, в
конце концов, спасут.
За этот рискованный и не разрешённый медицинским советом Института
эксперимент, профессор Губерт был снят с должности
директора клиники и до конца жизни работал старшим
научным сотрудником. Ему многое удалось сделать в области оживления крупных животных,
но оживить сына он так и не решился. Слишком велик был риск потерять его навсегда.
Три года назад мы тщательно исследовали организм Саши на
радиоактивность и убедились, что он больше не "светит". Большинство радионуклидов
распалось. Остатки вредных веществ мы выведем из организма с помощью сорбентов.
Больному предстоит сейчас сложная операция по пересадке костного мозга, который
должен взять на себя функции кроветворения и избавить Сашу от лейкемии. Мы также
заменим ему селезёнку, поджелудочную железу и яички.
- Скажите, профессор, если не секрет, кто является донором новых
органов, которые вы собираетесь пересадить Саше?
- Донором является сам больной. Как известно, наша клиника пользуется
донорским материалом, полученным от самих оживляемых. Необходимые для пересадки
органы мы выращиваем в лабораториях клиники из единичных соматических клеток,
взятых у пациентов. Используя методы генной инженерии, нам удалось вырастить из
единичных клеточных культур практически
все внутренние органы человека вне его организма. Это сердце, почки,
печень, селезёнка и так далее, а также все железы внутренней секреции. На
выращивание какого-либо органа ускоренными методами требуется 2 - 3 года.
Именно на этот срок мы и замораживаем наших пациентов, как бы выключая их из
жизни.
- Скажите, уважаемый профессор, а почему вы отказались от пересадки
внутренних органов, взятых у других погибших людей?
- Здесь несколько причин. Во-первых, погибает людей не так уж и много,
нуждающихся в пересадке гораздо больше. Во-вторых, органы погибших не всегда
подходят для пересадки. Нужны совершенно здоровые органы достаточно
молодых людей. Это ещё больше усложняет задачу. В-третьих, пересадка
чужого органа вызывает в организме больного реакцию отторжения, которую мы
вынуждены подавлять лекарствами. Но эти лекарства далеко не безвредны для
организма. Они вызывают многие нежелательные последствия, с которыми тоже нужно
бороться. Таким образом, человек с чужим внутренним органом остаётся как бы
привязанным к клинике на всю оставшуюся жизнь. Это уже не совсем полноценный
человек. После наших же операций, пациент воспринимает новые органы как свои
собственные и полностью выздоравливает. Нам удавалось спасать людей
пострадавших в автокатастрофах, заменяя им по два, три и даже четыре внутренних
органа сразу. Главное - это быстро заморозить человека, не дав ему умереть, что
весьма непросто.
- Спасибо, уважаемый профессор, за интересное интервью. Больше я не
буду вас беспокоить. Разрешите мне только заснять сам
процесс оживления.
- Пожалуйста, снимайте. Только пока мы не будем оживлять Сашу. Сначала
мы сделаем ему все необходимые операции, а затем начнём оживление.
- И как долго будут идти операции?
- Думаю, часа за два управимся. Мы работаем сразу двумя бригадами.
- Ещё раз благодарю вас от имени телезрителей.
Телерепортёр отошёл в сторону, а к операционному столу подошли хирурги
и операционная сестра.
- Ну, с богом! - сказал профессор Зверев. -
Начинайте прогрев области таза и живота.
Медсестра подошла к стойке приборов и защёлкала кнопками. На
индикаторах засветились цифры, замигали огоньки. Затем она подошла к
безжизненному телу подростка и стала устанавливать на нём датчики. Закончив это
занятие, она взяла в руку длинную штангу с большим круглым диском на конце, и
стала водить им над животом и бёдрами пациента.
- Это микроволновый излучатель, - тихо произнёс светловолосый студент,
стоявший позади Юли и Ольги. Девушки уже забыли о его существовании, слушая
интервью профессора Зверева. - Он позволяет производить прогрев внутренних
органов дистанционно, с помощью токов высокой частоты.
- Это что-то вроде домашней микроволновой печи? - спросила Юля.
- Совершенно верно, - ответил парень.
- Температура? - спросил профессор Зверев.
- Минус 35 градусов, - ответила медсестра.
- Прогревать до плюс двух. Органы для пересадки готовы? - обратился он
к своему ассистенту.
- Да, - ответил тот.
- Охладите их тоже до плюс двух. Надеюсь, они уже в растворе диолина?
- Конечно, - кивнул ассистент.
- Прекрасно. Давление диолина у пациента?
- Пока ноль, - сообщила медсестра.
- Подключите диолиновый насос и дайте 20
процентов кислорода. Медсестра стала возиться с длинными шлангами,
оканчивающимися блестящими толстыми катетерами. Два шланга она подключила к
сонным артериям на шее подростка, два других - к бедренным артериям.
- Всё готово, - доложила она профессору.
- Сейчас они будут прокачивать свежий, насыщенный кислородом диолин через кровеносную систему мальчика, - зашептал
светловолосый юноша.
- Температура? - опять поинтересовался Зверев.
- Минус шесть, - ответила
медсестра.
- Продолжайте прогрев. Готовьте инструменты, - обратился он к своим
коллегам.
- Всё готово, - доложили те.
Столик с хирургическими инструментами стоял уже рядом с операционным столом.
- Ну что ж,... приступим..., - помедлив, произнёс Зверев.
- Задачи каждого всем понятны?
- Понятны, - ответили врачи.
- Тогда начали!
Четверо хирургов склонились над пациентом по обе стороны операционного
стола. Двое медсестёр подавали инструменты. В руках замелькали алмазные
скальпели, крючки, зажимы, пинцеты, пилки. Иногда слышались короткие реплики.
Работа закипела.
Через пару часов Сашу прооперировали, и сейчас хирург зашивал последний
разрез в области селезёнки. Вернее, не зашивал, а заклеивал рану специальным
физиологическим клеем. Это был белый порошок, который активно впитывал воду.
Смачиваясь, он превращался в липкую массу, которая быстро твердела, становясь
упругой, как резина. Кровь останавливалась, а края раны прочно слипались. В
последствии шов прорастал соединительной тканью, а клей полностью рассасывался.
При этом на теле практически не оставалось рубцов.
- Ну что же, - произнёс профессор Зверев, -
начинаем оживление. Сестра, поднимайте температуру тела до 37-и градусов.
Одна из медсестёр приступила к дальнейшему прогреву тела Саши
высокочастотным излучателем. Иней на его
теле уже растаял и превратился в капельки воды. Паренёк лежал весь мокрый,
будто в холодном поту.
- Поднимайте давление диолина до 80-ти,
кислород до 30%. Кровь готова?
- Да, - ответила старшая медсестра.
- Начинайте постепенную замену диолина на
кровь.
Светловолосый парень стал тихо комментировать происходящее.
- Диолин - это такой физиологический раствор,
который содержит лишь небольшое количество воды, - зашептал он Юле в ухо. - При
замерзании он не расширяется, как вода, а наоборот, немного уменьшается в объёме.
Он не образует кристалликов льда и не травмирует стенки кровеносных сосудов и
клеточные мембраны. Он способен переносить кислород не хуже крови, а также
питательные вещества и лекарства. В общем, диолин способен на время заменить кровь. Вот почему диолин закачивают в тело человека при замораживании. Теперь
его снова заменят на настоящую кровь.
- Температура? - спросил профессор.
- Плюс 28.
- Продолжайте прогрев. Следите за энцефалограммой
мозга.
К этому времени Саша был уже весь опутан проводами и датчиками. Десятки
приборов контролировали его организм.
- Как биотоки? - спросил профессор.
- Пока ничего нет, - ответила медсестра.
- Включите нейростимулятор.
- Есть слабые импульсы! - доложил врач, стоявший рядом с прибором.
- Температура?
- 37 градусов. Прогрев отключён.
- Поднимите ещё на полградуса.
- Сейчас.
- Как сердце?
- Фибриляция. Запускаться не хочет.
- Дайте разряд.
Тело Саши дёрнулось от сильного электрического разряда в область
сердца.
- Есть слабые сокращения, - доложила медсестра.
- Дайте больше кислорода. Дайте 40%. Как дыхание?
- Отсутствует.
- Дайте в лёгкие углекислоту 4%. Установите минимальный объём
принудительной вентиляции. Как пульс?
- 90 ударов в минуту. Наполнение слабое.
- Давление держится?
- Нет, падает.
- Чёрт побери! Он не хочет жить! Сколько влили
крови?
- Три с половиной литра.
- Продолжайте замену. Снотворное в кровь ввели?
- Да, - ответила медсестра. - Он спит.
- Пусть спит. Рано ему ещё просыпаться.
- У нас мало крови, профессор, - неожиданно заявила медсестра. -
Придётся израсходовать все запасы.
- Что же вы раньше молчали?! - возмутился Зверев.
- Я не знала, что потребуется так много...
- Надо же понимать, что у парня не работает система кроветворения и
иммунная система! То, что мы ему сейчас пересадили, заработает не сразу. Нужна
хорошая свежая кровь. Много крови!
Профессор огляделся вокруг, взял микрофон и сказал.
- Товарищи студенты! Кто может дать нашему пациенту кровь? Нужна первая
группа, резус отрицательный.
Среди студентов началось движение.
Светловолосый студент посмотрел на девушек и сказал: - У меня первая
группа.
- И у меня, - заявила Юля.
- Тогда пошли, - предложил парень. – Кстати, меня зовут Сергей.
- Очень приятно, а меня Юля.
- У вас красивое имя.
- У вас тоже.
Сергей и Юля, надев халаты, вошли в донорский кабинет. За ними ещё
несколько студентов.
- Куда? Куда так много?!
- запротестовала медсестра. - Вот
вы двое останьтесь, а остальные за дверь, в очередь!
Сергей и Юля легли на топчаны и оголили правую руку. Медсестра подошла
сначала к Сергею, держа тонкий шланг с длинной блестящей иглой на конце. Она
протёрла кожу спиртом и ввела иглу в вену, наблюдая, как стеклянная колбочка в
середине шланга наполняется кровью. То же самое она проделала с Юлей.
Они лежали на тележках и представляли себе, как их кровь скоро вольётся
в истерзанный организм подростка, доставляя ему питательные вещества,
лейкоциты, гормоны.
«Бедный ребёнок, - думала Юля, - В четырнадцать лет столько пережить! А
что ждёт его в будущем? Поправится ли он? Будет ли полноценным? Это только богу
известно».
«А эта Юля очень недурна собой и голос приятный, - думал Сергей. – Надо
бы как-то продолжить знакомство».
Тем временем в операционной врачи заканчивали священнодействие.
- Как дыхание? - спросил профессор.
- Самостоятельное.
- Пульс?
- 86, наполнение хорошее.
- Активность мозга?
- Ниже нормы. Состояние заторможенное.
- Температура?
- Тридцать семь и две, держится без прогрева.
- Хорошо, - отметил Зверев. - Пусть спит до
утра. Утром разбудим. Все свободны.
Больного в реанимацию. Держать на капельнице постоянно. Непрерывный контроль за всеми параметрами организма. Благодарю за
работу, коллеги!
Студенты начали расходиться. Сергей и Юля вышли из кабинета и
улыбнулись друг другу. В теле чувствовалась необыкновенная лёгкость и слабость,
голова слегка кружилась, их заметно покачивало.
Юля ухватилась за плечо Сергея. Он ласково посмотрел на неё.
- Ты не возражаешь, если я
подержусь за тебя? - спросила она, не
заметив, как перешла на «ты».
- Конечно, нет, - поспешно ответил Сергей, - держись, сколько хочешь.
Сквозь загар его кожи проступала заметная бледность.
У выхода их дожидалась Ольга.
- Вы живы? - с усмешкой спросила она. – Я думала, из вас всю кровь
выкачали.
- Да нет, ещё немного осталось, - мрачно пошутил Сергей.
- Вам теперь причитается вознаграждение.
- Мы сделали это без-воз-мез-дно! - шутливо
заявил Сергей. - Но неплохо бы теперь подкрепиться, пропустить по чашечке
горячего кофе, восстановить силы. Может, зайдём в кафе?
- Пожалуй, - согласилась Юля.
И молодёжь отправилась в кафе.