Уважаемая
Галина Павловна!
Многие мои читатели задают вопрос на счёт ЕГЭ, поэтому
отвечаю на него на своём сайте.
К Единому
Государственному экзамену (ЕГЭ) я отношусь без восторга, как и к самому
принципу приёма в ВУЗы по наивысшему баллу за ЕГЭ. Весь мой жизненный опыт, да
и опыт моих сослуживцев говорит о том, что не отличники правят миром! Как
правило, не они становятся хорошими управленцами, талантливыми изобретателями,
великими учёными, композиторами, артистами, писателями. Отличники – это
школьники затюканные родителями, имеющие хорошую память и усидчивость. Они
способны усваивать материал, но они не творцы, не созидатели! Середняки и
хорошисты, как правило, менее усидчивы, потому, что имеют наклонности к
общению, к творчеству.
Многие
талантливые руководители в детстве были озорниками и лентяями,
но они были инициативны, общительны и неплохо соображали (есть масса тому
примеров, но не хочу сейчас на них отвлекаться).
Другие
дети увлекались техническим творчеством. Из них получились прекрасные инженеры,
учёные, изобретатели.
В
школе и я увлёкся радиотехникой. Собирал радиоприёмники, УКВ-радиостанции,
магнитофоны. Был удостоен нескольких дипломов и грамот на районных, городских и
областных выставках радиолюбительского творчества. Организовал первый школьный
радиоузел в г. Ломоносове (в 1955г.). Вёл школьный
радиокружок. Но учиться мне было некогда. Я еле тянулся на тройках (вытягивали
учителя). Всё свободное время уходило на создание радиоаппаратуры.
После
школы я закончил ПТУ № 1 при заводе «Электросила» и
стал электриком по силовому оборудованию. В ВУЗ (Северо-западный заочный
Политехнический институт) я поступил случайно, за компанию с приятелем. Там не
было конкурса и я, кое-как одолев четыре вступительных экзамена (думаю, что
русский мне «натянули» на тройку) был зачислен на первый курс.
Теперь
я уже более 40 лет служу в 40 Государственном НИИ Министерства обороны. Прошёл
должности от младшего научного сотрудника до ведущего, кандидат военных наук,
член Диссертационного совета института, член Научно-технического совета, имею
более 120 научных трудов и 37 изобретений. И ещё несколько заявок на изобретения
находятся на рассмотрении в ФИПС «Роспатент».
Не
подумайте, что я какое-то исключение из правил! Я знаком со многими
конструкторами в КБ и учёными в других НИИ. Никто из них в школе не был
отличником, но все увлекались техникой, занимались в кружках и секциях при
ДОСААФ.
Почему
я скептически отношусь к ЕГЭ? Потому, что ЕГЭ не проверяет творческие
способности молодого человека. Он проверяет (и то очень формально, примитивно)
степень усвоенности школьной программы. Поэтому я
против того, чтобы за ЕГЭ ставили баллы. Достаточно просто получить зачёт по
предметам ЕГЭ (чтобы не быть уж полным профаном в
русском или математике). А дальше абитуриент сдаёт обычные экзамены по
профильным дисциплинам в соответствующий ВУЗ (один – два экзамена). Ведь только
живое общение с преподавателями (экзаменационной комиссией) позволяет выявить
способности и наклонности абитуриента. И именно от них должны зависеть
результаты конкурсного отбора.
Кроме
экзамена при поступлении должны учитываться также участие абитуриента в
олимпиадах, конкурсах, наличие дипломов, грамот, медалей. Только таким образом
в ВУЗ будут попадать действительно способные и увлечённые своим делом юноши и
девушки.
С уважением, Юрий Берков.