Уважаемый Константин, постараюсь ответить на твои вопросы. Извини, что очень коротко не получилось.

 

 

Справедливая Россия – это не партия, это наше будущее!

Что у нас было?

 

Социализм, построенный КПСС  в СССР, представлял собой довольно своеобразную форму экономики. Я вырос при этом социализме (в основном в эпоху застоя) и хорошо знаю его плюсы и минусы.

Работая с 1968 по 1990гг. в 40 НИИ МО, я часто бывал на 28 Военном заводе, где были размещены некоторые наши заказы. Там я и познакомился с социалистическим производством.

Главной его особенностью был постоянный фонд заработной платы рабочих и служащих. Было строго расписано, кто на какой должности сколько получает. Это давало возможность поддерживать постоянные (научно обоснованные) цены на продукты питания и другие товары. Инфляции в стране не было. Можно было чётко планировать госбюджет и все затраты по его статьям.

Но постоянный фонд заработной платы (строго установленный лимит) никак не способствовал росту производительности труда. Стоило кому-то значительно перевыполнить норму и заработать больше обычного, как на него обрушивались коллеги и начальство.

- Тебе что, больше всех надо!? Ты самый умный? – спрашивал мастер цеха. - А за счёт кого ты хочешь получить больше? Если фонд заработной платы завода строго ограничен, то кому-то придётся её урезать. И кому я урежу? Петровичу, у которого пятеро детей? Или Степанычу, который трудится на заводе 20 лет и имеет высший разряд? Или Максимычу, у которого жена инвалид?

- А кто мешает всем трудиться лучше и зарабатывать больше? – спрашивает несмышлёный передовик производства. – Тогда увеличат фонд заработной платы всему коллективу.

- Ну и дурак же ты, братец! – отвечают ему коллеги. – Не фонд заработной платы увеличат, а расценки снизят и увеличат план! И будешь ты вкалывать за те же деньги в два раза больше.

План выпуска продукции – дело серьёзное. За невыполнение плана можно было лишиться кресла директора завода или главного инженера. Да и весь коллектив завода лишался премии. Понятно, что и директор завода и начальство всячески боролись с попытками Главка (подразделением министерства курирующего завод) повысить производственный план. Доказывали, что не хватает рабочих, что оборудование завода устарело и часто ломается, часто подводят смежники (не хватает комплектующих). И ещё придумывали массу причин. На самом же деле всё было несколько иначе.

Никто на заводе напряжённо не работал. До обеда ещё как-то шевелились, а после обеда половина рабочих отпрашивалась (конечно, по «уважительным причинам»), а половина оставшихся была уже под «шафе». Многие подрабатывали «халтурой» - выполняли  частные заказы (за отдельную плату). Так, например, мне сделали ворота, калитку и печку-буржуйку на дачу - всё очень недорого, поскольку из ворованных материалов.

Вообще воровство при социализме было бичом любого производства (вспомните А.Райкина «кто на чём сидит, тот то и имеет»).  Тырили всё что можно: инструмент, материалы, готовую продукцию. Конечно, с воровством боролись, но «голь на выдумки хитра» и результаты борьбы были весьма скромными.

Однако не всегда на заводе было такое благодушие. Приближался конец квартала, а план выпуска продукции оказывался под угрозой срыва. Тогда начальники зверели, и начинался штурм! Был даже такой термин «штурмовщина». Тут уж все трудились на совесть. Если надо – работали и сверхурочно. Конечно, качество продукции от этого страдало, но поскольку в эпоху всеобщего диффицита все товары потреблялись на внутреннем рынке и конкуренции не было, то всё раскупалось.

Иногда даже удавалось перевыполнить план на несколько процентов и это всячески приветствовалось начальством. Дело в том, что небольшое перевыполнение квартального или годового плана не влекло за собой отрицательных последствий (повышения плана на следующий год). Наоборот, удавалось выбить из Главка дополнительный премиальный фонд. Из него и поощряли передовиков производства, выделяли бесплатные путёвки в санатории и дома отдыха. Иногда героям труда выделяли вне очереди квартиру  или автомобиль.

- А как же тогда, - спросите Вы, - объяснить наши гигантские экономические успехи в годы первых пятилеток, победу в Великой Отечественной войне? Ведь трудовая дисциплина и производительность труда, судя по вашим воспоминаниям, при социализме были, мягко говоря, «не очень». А как быстро после войны мы оправились и пошли вперёд! Ведь именно СССР стал второй страной в мире по уровню экономики, первым вышел в космос, а наша военная мощь была не хуже чем у стран НАТО. Советский Союз все боялись и уважали.

Всё правильно. Даже в годы застоя (эпоха Брежнева) был небольшой экономический рост. Главки выделяли заводу новое оборудование, расширяли производство и увеличивали план выпуска продукции. Тут уж директор и начальство не могли отвертеться, иначе бы это стоило им кресел.

Вообще, когда было очень надо, КПСС и правительство умели выбить из трудового народа всё, что было нужно для победы. Тут действовала политика кулака и пряника, убеждения и принуждения. В годы первых пятилеток была сильна большевистская пропаганда. Народ поверил в светлое будущее - в коммунизм. Это была новая вера, которая заменила веру в бога. Был всеобщий трудовой энтузиазм. Одновременно проводились массовые репрессии против инакомыслящих. Так ковалось единство партии и народа.

В годы войны пропаганда и репрессии также сыграли свою решающую роль. Советский народ проявлял чудеса массового героизма на фронте и в тылу. Он ненавидел фашистских захватчиков. Но часто комиссаров и НКВД люди боялись больше чем фашистов. «Лучше погибнуть героем на фронте, чем стать «врагом народа» и получить пулю от своих» - думали многие. В те жестокие времена разгильдяйство и несогласие с линией партии сурово наказывались. Это и обеспечивало высокие темпы роста социалистической экономики. Страна была сплошной строительной площадкой.

Но шли годы, а обещанный коммунизм не приближался. Вернее он был построен, но не в отдельной стране, как предсказывал В.И. Ленин, а в отдельных квартирах партийных и советских лидеров (они работали по способности, а получали по потребности). Народ на западе в странах капитала давно обогнал по уровню жизни советский народ. Экономика социализма всё больше буксовала. Такой громадной экономикой трудно было управлять из Москвы, из центра. Качество руководства падало, а инициативу на местах сковывали чиновники из министерств и ведомств. Все опыты Н.С. Хрущёва (а вернее премьер-министра Н.А.Косыгина) по хозрасчёту и децентрализации руководства (а они дали весьма неплохие результаты) похоронил Л.И. Брежнев (это был явно не китайский лидер Ден-Сяо-Пин – автор китайского экономического чуда). Политбюро ЦК КПСС при Л.И.Брежневе скорее напоминало дом престарелых, чем боевой авангард ленинской коммунистической партии. О коммунизме стали забывать. Пария коммунистов выродилась. Она чрезмерно разбухла, в неё проникли карьеристы и подхалимы.  Помнится, кто-то из великих сказал: «Революции готовят гении, осуществляют герои, а их плодами пользуются проходимцы». Так оно и вышло.

Потом была пятилетка пышных похорон. Один за другим умерли генсеки Брежнев, Андропов, Черненко и на историческую сцену выплыл М.С.Горбачёв.

Под влиянием экономических успехов западной Европы и США он затеял перестройку советской экономики (она действительно была необходима), но перестройка быстро превратилась в перестрелку. Не было у Горбачёва ни чёткого плана перестройки (действовал он по наитию), ни необходимых знаний в области экономики. И всё стало рушиться. Как только он отпустил вожжи и дал экономическую самостоятельность организациям промышленности и гражданам СССР (разрешил частную собственность на  средства производства), так партийная и советская номенклатура почуяла, что можно неплохо хапнуть, нажиться на перестройке. И началась великая криминальная революция, которая смела и Горбачёва и КПСС.

Великий и могучий Советский Союз распался (хорошо, что обошлось без войны), на историческую сцену вышли Б.Н. Ельцин, Чубайс, Гайдар и прочие демократы-реформаторы. Они продолжили развал страны и её вооружённых сил. Запад всячески поддерживал их и руководил младореформаторами. Ему не нужна была сильная Россия. Началась война в Чечне, стала реальной угроза распада Российской Федерации.

Промышленность страны рвали на части и глотали жирными кусками бывшие партийные и советские функционеры (воспитать нового человека коммунистической формации – коллективиста-альтруиста не удалось, победил как всегда эгоист-карьерист). Всё это называлось приватизацией. В стране появились олигархи (миллионеры и миллиардеры), а трудовое население оказалось ограбленным. Мы встали на путь дикого криминального капитализма. Поняв это, Б.Н. Ельцин добровольно покинул свой пост президента России. Единственной его заслугой можно считать добровольную отставку и передачу власти В.В. Путину. Такой поступок дорогого стоит. Коммунисты так не поступали. Их лидеры либо держались за власть до последнего вздоха, либо их с треском снимали и обливали грязью (а в сталинские времена - расстреливали). Если бы в СССР была бы хотя бы ещё одна – две партии социалистического или коммунистического толка, (как  до революции были левые РСДРП, ВКПб, СР-ы (социалисты-революционеры)) то такого бы краха коммунистической системы не произошло бы. Была бы здоровая конкуренция между партиями и страной управляли бы способные лидеры. Но все левые были экстремистами. Они ни с кем не хотели делиться властью и безжалостно уничтожали друг друга. В результате победил В.И.Ленин, руководивший ВКПб. И.В.Сталин продолжил его курс на борьбу со всякой оппозицией. Но история не знает сослагательного наклонения, и поэтому вернёмся к действительности.

В.В. Путин оказался способным управленцем. При нём наступил перелом в экономике и в политической жизни страны. Падение экономики прекратилось, положение стабилизировалось, а затем начался промышленный рост. Путин не поверил либерал-демократам, что капитализм сам всё отрегулирует и всё «устаканит», что государству не следует вмешиваться в экономику. Такой либеральный смитовский капитализм (по имени Адама Смита – идеолога либерального капитализма) давно уже был отвергнут Западом, поскольку был стихийным, непредсказуемым и подверженным кризисам.

Вы спросите, - а что же будет дальше? Как будет развиваться капитализм в России? Куда нам идти?

Попробую ответить на этот непростой вопрос.

 

Что у нас будет?

 

Вы знаете, что в ряде стран Запада (в Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Германии, Франции и др.) уровень жизни населения гораздо выше, чем в России. Там много социальных льгот, пособий. По сути, там построен социализм с рыночной экономикой.  И хотя там существует частная собственность, разница в доходах предпринимателей и трудящихся не столь велика, как у нас. Доход среднего предпринимателя всего в 5 – 10 раз выше дохода квалифицированного рабочего. В России доходы олигархов и многих предпринимателей в сотни и в тысячи раз выше дохода квалифицированного рабочего. Такое социальное неравенство недопустимо. Оно никак не оправдано. У нас практически нет среднего класса, который на Западе самый многочисленный (а именно он обеспечивает стабильность в обществе). Наше общество расколото на нищих трудящихся и сверхбогатых предпринимателей, а точнее – воров потому, что почти все предприниматели уклоняются от уплаты налогов, рассчитываются чёрным налом, выдают зарплату в конвертах, нарушают КЗОТ. Необходимо, прежде всего, восстановить социальную справедливость в обществе. Деньги нужно не получать, а зарабатывать, в том числе и предпринимателям. Сверхдоходы должны облагаться прогрессивным налогом и должны быть прозрачны (должно быть понятно, откуда они берутся). Любые криминальные пути получения доходов должны  выявляться и пресекаться. Нормальная рентабельность предприятия это 3 – 5%, тогда предприниматель «мягкий и пушистый». Он платит налоги, заботится о подчинённых. Если рентабельность предприятия превышает 10 - 50% - предприниматель становится жадным. А когда прибыль возрастает до 100 – 300%, то нет такого преступления, на которое не решился  бы предприниматель (что-то похожее сказал К.Маркс в своём бессмертном труде «Капитал»).

- Значит Вы всё-таки за капиталистическую экономику? – спросите Вы.

И да, и нет. На мой взгляд, экономика - это наука, а наука не может быть ни капиталистической, ни социалистической, как не может быть капиталистической физика, химия, математика. Нет капиталистической экономики, нет социалистической экономики, есть просто государственный хозяйственный механизм, хороший или плохой, эффективный или неэффективный. Приклеивание к экономике политических ярлыков не ведёт ни к чему хорошему, поскольку они делают её догматичной, застойной. Такая экономика не оптимальна, не научна. Хозяйственный механизм, формы управления производством не терпят застоя. Они подвижны, они должны изменяться по мере подъёма экономики на новые ступени, по мере развития производительных сил общества.

То что, было хорошо 10 - 20 лет назад, сегодня уже не оптимально. Нужно постоянно искать новые формы управления экономикой. Менять приоритеты в отраслях, пропорции между ними, инвестиции. Это сложно. Нужно очень тонко чувствовать состояние экономики в данный период и принимать правильные решения, чтобы сохранить высокие темпы роста промышленности, сельского хозяйства, науки.

Когда после Второй мировой войны многие капиталистические государства Европы лежали в руинах и их экономика находилась в стагнации, тогда быстрый подъём экономики был возможен только при наличии хорошо продуманного плана и государственной поддержки всех важнейших экономических отраслей. Но по мере подъёма экономики регулирующая роль государства постепенно снижалась. На Западе частные кампании и фирмы быстро становились на ноги и сами начинали успешно справляться с возложенными на них обязанностями. Государство, правительство теперь лишь контролировало деятельность различных фирм и пресекало возможность неумеренной наживы одних и разорение других. Своей инвестиционной политикой и налогами оно регулировало пропорции между различными отраслями экономики и добивалось решения  необходимых экономических и социальных проблем.

Социалистические государства имели только государственную форму собственности на средства производства и поначалу тоже развивались неплохо. Но по мере роста экономики, роста количества фирм, товаров, услуг, государственное регулирование становилось всё менее эффективным, несмотря на раздутые штаты министерств и ведомств. Отсутствие рынка, конкуренции и личной заинтересованности работников управления в результатах своего труда породило безответственность, халатность, что и привело к низкому качеству управления, к снижению эффективности экономики и, как следствие, к снижению темпов роста промышленного производства, к более низкому жизненному уровню народа в странах социализма.

Борясь с капиталистической эксплуатацией, стараясь защитить интересы трудящихся, руководители этих стран отказались от частной собственности на средства производства. Но, как говориться, «вместе с водой выплеснули и ребёнка» - утратили заинтересованность рабочих и служащих в результатах своего труда, заинтересованность в росте производительности труда. Плюс невозможность, сложность централизованного управления всеми предприятиями из столицы, из министерств. В результате получили застой в экономике, бесхозяйственность, неэффективное использование производственных мощностей и сырьевых ресурсов.

«Производительность труда, в конечном счёте, самое главное, самое важное для победы нового общественного строя» – любил говорить В.И.Ленин на заре Советской власти. Но этот лозунг остался у нас пустым звуком. Его взяли на вооружение и претворили в жизнь капиталисты.

- Да, но в социалистических странах было больше социальной справедливости? – возразите Вы.

Это верно. Отсутствие безработицы, бесплатное образование, бесплатная медицинская помощь, привлекали к странам социализма умы многих людей. Но более низкий уровень жизни отпугивал эти же умы. Жить там они не хотели.

На первый взгляд может показаться, что противоречия между капитализмом и социализмом носили чисто экономический характер. Там рынок, частная собственность, здесь плановая экономика и государственная собственность на средства производства. Но корень противоречий я вижу не в форме собственности, а в морально-нравственных нормах, в понятии справедливости. В конечном счёте, все противоречия сводятся к тому, что считать допустимым с точки зрения справедливости.

Главный вопрос состоит в том, допустимо ли чтобы один человек был богаче другого в сто, в тысячу раз и более? Допустимо ли столь сильное социальное неравенство? Может ли оно быть морально оправдано? Если исповедовать принцип равной оплаты за равный труд - то не может. И тут капитализм проигрывает социализму по нравственным критериям. Не может один человек трудится в сто, в тысячу раз эффективнее другого, если последний не лентяй и не дурак. Конечно, если взять за единицу отсчёта труд лентяя или безработного, то при делении на ноль может получиться разница в бесконечность. Но мы говорим о людях, которые хотят и умеют работать. И вот тут-то способности каждого должны определять его уровень жизни, материальный достаток. Конечно, под эффективностью понимаются не только количественные характеристики труда, но и качественные. То есть принимается в расчёт не только количество произведённой продукции, но и её качество. Это значит, что чем выше квалификация рабочего, инженера, врача, управленца, тем дороже должен оплачиваться его труд. Но насколько дороже? Вот вопрос! Количество измерить просто, а как быть с качеством? Как измерить квалификацию учёного, педагога, артиста, менеджера? Можно подсчитать количество научных трудов, можно подсчитать хорошие и плохие отзывы зрителей, но всё равно это не гарантирует от ошибок. Не все научные труды равноценны и не все зрители в театре объективны. Да и нужно ли только материальными благами вознаграждать за труд? Нормально ли это с точки зрения норм морали? Какое место в жизни человека должны занимать материальные блага? Достаточно ли того, что высоко талантливый человек будет материально обеспечен в десять раз лучше среднего рабочего, но при этом у него будет известность, слава, поклонники, ученики? Стоит ли стремиться к безудержному обогащению? И так ли уж талантливы современные миллионеры и миллиардеры?

Нет. При ближайшем рассмотрении оказывается, что большинство из них по уровню своих знаний и способностей не очень-то отличаются от среднего человека. Они не работают по 24 часа в сутки, не генерируют сногсшибательных идей по улучшению производства. У них нет научных работ. В лучшем случае они образованы, воспитаны, и только! Так почему же они должны жить в сто, в тысячу раз лучше рабочих, инженеров, которые трудятся на их заводе, фабрике? Какое у них на это моральное право? Никакого.

- Да, но состояние некоторых предпринимателей скапливалось по крохам годами, - заметите Вы.

Согласен. Если богатство накоплено по крохам долгими годами и упорным трудом, то оно вполне законно и отобрать его никто не имеет права. И тут встаёт вопрос о нравственных нормах приумножения капитала. Наверное, каждый согласится, что грабить и воровать безнравственно. А если воровать по чуть-чуть, но всю жизнь? Это нравственно или нет? А если не воровать, а просто недоплачивать своим рабочим, инженерам? Если занизить расценки труда? Как это назвать? Воровство? Жульничество? А ведь именно так накапливаются состояния! Владелец фирмы, беря на работу наёмного рабочего, договаривается с ним об оплате и при этом заранее планирует нажиться на нём. Условия договора он чётко выполняет, и вы не можете на него пожаловаться. Но он богатеет, сорит деньгами направо и налево, а вы бедны. Это справедливо? Нет. А как сделать справедливо? Нужно установить контроль над владельцем фирмы, над его личными доходами и расходами. Всё должно быть открыто и прозрачно. Пусть богатеет фирма в целом, все рабочие и служащие, а не только её владелец. Иногда целесообразно преобразовать частное предприятие в акционерное общество с долевым участием государства, банков, других фирм, а также частных инвесторов (рабочих и служащих). Назначить директора предприятия и пусть его зарплата или премия зависит от успехов всего предприятия. При этом конечно, следует сохранить рыночные отношения, конкуренцию, чтобы был стимул работать лучше, развивать производство.

- А как быть, если человек никого не обманывал, не грабил, а люди сами несут ему деньги? – спросите Вы. - Скажем это какой-то благотворительный фонд или сбербанк. В нём скапливаются миллионы и миллиарды. Чьи это деньги?

- Это деньги фонда, банка, но не его владельца. Эти деньги должны работать, а не лежать мёртвым грузом. Владелец не в праве тратить их на себя. Он, как и любой директор фирмы, должен жить на свою зарплату. И это справедливо.

- Значит даже самые талантливые люди, гении, не имеют права жить лучше среднестатистического рабочего более чем в десять раз? А если люди пришли на концерт любимого артиста и заплатили большие деньги за билеты, что ему делать с этими деньгами?

- Ну, во-первых, талант, гений тоже должен иметь совесть. Он не должен заламывать слишком высокие цены за концерт. Во-вторых, лишние деньги он может потратить на благотворительные цели, на помощь инвалидам, сиротам, студентам. Да мало ли где ещё нужны деньги! И, в-третьих, я не говорил, что именно в десять раз и не больше. Это ориентировочная цифра. Для гениев можно сделать исключение. Пусть гений позволит себе больше роскоши, больше удобств, чем просто талантливый человек. Гениев не так уж много и человечество на них не разориться. Но ответь мне, уважаемый читатель, на такой вопрос. Гений - артист и гений - учёный, они равноценны между собой?

- Наверное, да – скажите Вы.

- Но гению - артисту люди сами несут деньги, а гению - учёному нет. Труд у них одинаково тяжёл, а пользы человечеству от гения - учёного даже больше. Однако жить он может гораздо хуже артиста. Это справедливо?

- Нет.

- А что же делать?

- Платить гению - учёному столько же, сколько гению артисту.

- Но как это сделать?

- А для этого и существуют всякого рода премии, гранды за выдающиеся достижения в науке, технике, в искусстве и в спорте. За выдающиеся работы надо премировать отдельно. И об этом должно заботиться государство. Тогда социальный статус гения - учёного, гения - артиста и гения - спортсмена сравняется. И пусть в какой-то период времени они станут богаче среднего рабочего даже в сто раз! Это не страшно. Ведь они заслужили свои награды и премии. Они никого не ограбили и ни у кого не украли эти деньги. Выдающиеся достижения даются великим трудом. Долгие годы люди идут к ним, получая обычную зарплату. А премия - это компенсация за тот титанический труд, который раньше оставался незамеченным и который, наконец, вылился в рекорд, в открытие, в произведение искусства, в изобретение.

Я думаю, что вполне возможно примирить мораль и законность, рыночную экономику и социальную справедливость, можно соединить капитализм и социализм. Их уже соединили во многих западных странах. Основной принцип социальной справедливости в цивилизованном обществе это принцип эквивалентности распределения материальных и духовных благ. Он зиждется на формуле: «сколько ты дал обществу, столько и общество должно отдать тебе». Из него, как следствие вытекает, что в справедливом высоконравственном обществе:

- все трудоспособные члены общества обязаны трудиться;

- оплата труда должна производиться в соответствии с его количеством, качеством и общественной значимостью, т.е. полезностью (бесполезный для общества труд не оплачивается);

- все члены общества имеют равную оплату за равный труд.

Первое следствие приводит нас к тому, что все трудоспособные члены общества обрабатывают нетрудоспособных (детей, инвалидов, стариков). Одновременно ведётся борьба с бездельниками, тунеядцами, разгильдяями, с нетрудовыми доходами.

Второе следствие позволяет избежать уравниловки в оплате труда. Оно позволяет повышать оплату тем, кто трудится интенсивнее и создаёт материальные или духовные ценности более высокого качества, чей труд требует более высокой квалификации. Общество реализует это право через механизм спроса и предложения, т.е. через рыночный механизм образования цен. Но не всё можно отдать в руки рынка. То, что касается научных разработок, высоких технологий, произведений искусства, то тут общество не способно что-либо правильно оценить и цена их устанавливается специалистами - экспертами, назначенными государством. То же можно сказать и о руководящих работниках. Их квалификацию и уровень оплаты может оценить только совет директоров исходя из того, как идут дела на предприятии.

Третье следствие гласит, что оплата труда должна производиться независимо от социального положения, пола, возраста, национальности, убеждений и любых других факторов, не влияющих на качество продукции, на качество услуг.

- Да, но принцип равной оплаты за равный труд не всегда достижим на практике, - заметите Вы. - Если предприятие расположено далеко от источников сырья, электроэнергии или от потребителей продукции, то ему приходится больше тратить на транспортировку сырья, материалов и себестоимость товаров возрастает. Следовательно, чтобы иметь прибыль и успешно конкурировать на рынке, ему придётся платить своим рабочим меньше, чем на таком же предприятии находящимся в более выгодных условиях.

- Это верно. Географический фактор, природные условия и законы рынка могут влиять на уровень оплаты труда и за один и тот же труд на разных предприятиях могут платить по-разному, но всё это должно быть экономически обосновано, а главное, что в рамках одного предприятия этот принцип должен выполняться неукоснительно.

Конечно, реализация указанных принципов на практике - задача непростая. Не всегда удаётся правильно оценить общественную полезность труда, не всегда правильно оценивается квалификация работника. Имеют место как завышенная, так и заниженная оценки, но всё же эти принципы позволяют сделать общество более справедливым гуманным по отношению к человеку. И в этом их ценность.

- А как же коммунистические идеи? – спросите Вы. – Они что, никому уже не нужны? Вся историческая борьба, вся кровь были пролиты напрасно?

- Нет, от чего же? Коммунизм – это наше будущее. Сейчас нам надо построить социализм с рыночной экономикой (с человеческим лицом), а там можно будет подумать и о коммунизме. Но давайте разберёмся, что такое коммунизм, и какой коммунизм нам нужен?

Начнём с того, что коммунизм это не изобретение К. Маркса и Ф. Энгельса, коммунизм это общественная формация свойственная первобытному обществу (первобытнообщинному строю).

В первобытном обществе люди жили племенами. Каждое племя занимало свою территорию и часто воевало с соседями. Люди промышляли охотой, рыбной ловлей, сбором плодов и кореньев. Охотой занимались молодые здоровые мужчины. Мясная пища считалась деликатесом. Женщины собирали плоды, коренья, шили одежду, растили детей. Но когда есть было нечего, воины племени грабили соседей. Затем съедали пленных и рабов, а если совсем было туго – съедали своих стариков и инвалидов. Никакой промышленности и сельского хозяйства в те далёкие времена не существовало. Следовательно, не было производительных сил и производственных отношений. Не было и частной собственности на средства производства. Была только личная собственность граждан общины (одежда, жильё, украшения, орудия труда, оружие).

Вся добыча от охоты или войны делилась между членами племени (общины), но полного равенства при первобытном коммунизме никогда не было. Лучшая еда и одежда доставались вождю, шаману и их приближённым. Потом ниже по иерархии шли воины и охотники. Далее – женщины и дети. И совсем мало доставалось старикам и инвалидам.

В то время ещё не было семей. Роль семьи выполняло племя. Люди жили одной большой семьёй (но нельзя сказать, что дружной). Мужчины могли иметь несколько женщин. Половые отношения начинались очень рано (в 13 -14 лет), были беспорядочными и часто просто нельзя было определить, кто именно является отцом того или иного ребёнка. В то же время зрелый и сильный мужчина всячески защищал своих женщин от посягательств других мужчин и подростков (правда, не всегда успешно). В племени нередки были воровство, драки, убийства, половое насилие. Наказанием, как правило, была смертная казнь, иногда - публичная порка.

Дети были достоянием всего племени. Пока одна или две женщины приглядывали за малыми детьми, другие женщины собирали плоды, готовили пищу, шили одежду, заготавливали хворост для костра. Им помогали подростки. Каждый был при деле, но до всеобщего благоденствия было далеко. Голод, болезни и войны были постоянными спутниками племени. Продолжительность жизни составляла 45 – 50 лет. Уже к 40 годам исчезали зубы, от грубой и некачественной пищи начинались болезни желудочно-кишечного тракта, высока была детская смертность. Зато не было сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Люди просто не доживали до них.

В те далёкие времена население планеты не превышало 2 - 3 млн. человек. Всё оно сосредоточилось в тёплых экваториальных районах - тропиках и субтропиках. Только там можно было выжить. Вся жизнь племени была тяжёлой борьбой за существование. Так что жизнь при первобытном коммунизме была не сахар. И такой жизнью человечество на заре цивилизации жило тысячи лет!

Теперь всё изменилось. Производительные силы общества выросли до гигантских размеров. Население планеты достигло 6-ти миллиардов человек. Люди научились жить даже на крайнем севере. Возможен и нужен ли сейчас коммунизм, и каким он должен быть в наше время? Имеет ли он право на существование? И в чём его преимущества?

Постараюсь ответить на эти вопросы.

Представьте себе далёкую космическую станцию или лунное поселение, где работают только учёные, инженеры и техники. Какие там могут быть рыночные отношения?! Вы можете себе представить там грузина, торгующего помидорами? Даже если там будут выращиваться свои овощи и фрукты, то всё это будет идти в общий котёл. Там не будет денег. Финансирование всех научных исследований или космических производств будет осуществляться на Земле. С Земли в космос будут доставляться необходимые продукты, материалы и оборудование, а на Землю будут отправляться научная и техническая продукция. Трудиться будет каждый по способности, но его потребности в еде, одежде, жилье будут удовлетворяться в полном объёме.

Коммунистические отношения могут быть и в замкнутых сообществах на Земле. Такие сообщества могут создаваться в закрытых военных гарнизонах (там уже сейчас коммунизм) или в научных центрах (Академгородках). Они могут быть в специализированных производствах, где из-за секретности рабочие и служащие проживают совместно в закрытых посёлках. (Различные типы коммунистических общин описаны мною в романе «Новые кроманьонцы» - книга третья). Во всех указанных случаях это замкнутые коммунистические общины (коммуны). Однако с внешним миром они будут общаться на основе традиционных товарно-денежных отношений рыночного типа.

Так что коммунизм в наше время – это вовсе не фантазия, а способ существования малых закрытых сообществ. И там вполне может быть осуществлён на практике принцип «от каждого по способности, каждому по потребности». Разумеется, потреблять можно только то, что произведено или закуплено общиной. Так, например, каждый может питаться по потребности в общественной столовой, носить принятую в общине одежду, пользоваться общим транспортом. И всё это бесплатно. А поскольку в таком замкнутом обществе всё и все на виду, то любое неумеренное потребление из «общественного котла» не останется незамеченным. Поэтому общественная мораль будет воспитывать в членах общины разумное ограничение своих личных потребностей, бороться с эгоизмом.

За пределами общины, в открытом обществе, люди общины будут вступать в обычные товарно-денежные (рыночные) отношения, и там их возможности будут определяться заработанными деньгами. Т.е. члены такой общины должны иметь деньги для общения с внешним миром. Количество этих денег должно определяться той ролью (должностью, квалификацией), которую человек занимает в общине.

Таким образом, коммунизм – это общественно-экономическая формация малых закрытых обществ. Формация, подчас, единственно приемлемая и вполне разумная.

Однако и в нашем открытом обществе уже сейчас могут быть элементы коммунистической экономики.

Возьмём, например, город. Его тоже можно представить как большую общину (закрытую общину, если пренебречь приезжими и временно проживающими гражданами). В городе, например, можно сделать бесплатным городской общественный транспорт. Конечно, он будет условно бесплатным. На самом деле все работающие граждане обязаны будут платить транспортный налог. Зато отпадёт необходимость в кассирах, турникетах, контролёрах, а это немалая экономия. Транспорт станет дешевле. Кроме того, уменьшится доля личного транспорта в городе. Многие горожане предпочтут бесплатный общественный транспорт, поскольку это выгодно. Меньше станет уличное движение в городах, уменьшатся автомобильные пробки, улучшится экология. Личный автомобиль в основном станет средством для загородных поездок.

Вы можете возразить мне, что люди ездят по-разному. Один ездит много, другой мало, а платить налог надо всем. Это несправедливо. Согласен. Но достичь полной справедливости невозможно и при платном проезде. Один едет на метро всего одну остановку, другой несколько, а платят все одинаково. Это тоже несправедливо. Зато, при бесплатном транспорте, люди станут больше ездить и на короткие и на длинные дистанции, и никаких обид. Легче станет общаться, решать деловые вопросы, а это прямая выгода и людям и предприятиям.

- Ну, а если в город приезжает много туристов, что и их возить за счёт горожан? – спросите Вы. - Нет, конечно. Транспортные услуги можно включить в стоимость турпутёвки. Тогда это будет другой формой транспортного налога. Кроме того, туристы в основном предпочитают пользоваться специальными туристическими автобусами, за которые им придётся платить.

В городе также можно сделать бесплатными и некоторые продовольственные товары первой необходимости. К ним можно отнести хлеб, крупы, овощи, продукты срок хранения которых истекает. Конечно, они будут условно бесплатными. За них также должен взиматься продовольственный налог.

- А что это даёт? – спросите Вы. - А это даёт возможность безработным, пенсионерам и студентам улучшить своё материальное положение.

Почти у каждого человека в жизни бывают трудные моменты и общество должно поддержать его в этот период. Тогда резко снизится уличная преступность, грабежи, кражи. А это сделает проживание горожан более спокойным и комфортным. Снижаются затраты на правоохранительные органы.

- Почему я должен оплачивать чей-то пусть даже очень скромный обед из своего кармана? – спросите Вы. – Это несправедливо!

А разве сейчас не из кармана налогоплательщиков выплачиваются пособия по безработице, оплачивается милиция, суды, лагеря для заключённых? Так что ещё надо посмотреть, что дешевле – кормить преступников в тюрьмах и безработных за счёт подоходного налога с граждан или ввести специальный продовольственный налог и снабжать всех граждан города бесплатным хлебом, крупами и овощами.

Можно пойти и по другому пути - сделать бесплатными не продукты, а некоторые блюда в столовых. Тогда голодный сможет бесплатно поесть, но с собой он много не унесёт.

Я считаю, что такие элементы коммунизма целесообразно ввести уже сейчас и решить этот вопрос могут законодательные собрания городов и регионов. При этом экономика общества остаётся рыночной, а демократия никак не ущемляется.

Как видите, коммунизм – совсем неплохая штука. Только не надо его насаждать насильно. Не надо больше никаких революций! Надо дать человеку свободу выбора. Хочет – пусть живёт в коммунистической общине, не хочет – пусть живёт в открытом социалистическом обществе с рыночной экономикой.

Хватит нам крови и революций, хватит вождей пролетариата! Пролетарий (т.е. неимущий) должен исчезнуть как класс. Только эволюционный путь развития имеет право на жизнь. Это доказала вся история развития человечества. Ни одна революция не достигла тех целей, которые ставила перед собой. Любая революция в конечном итоге сменяется термидором.

 

С уважением, Ю. Берков

 

 

 

Hosted by uCoz