Люди и стресс

 

К обеду состояние Саши улучшилось, понос прекратился, но он не захотел спуститься в столовую и попросил принести ему сухарей в спальню. Ему было стыдно глядеть в глаза Раковским, особенно Валере и Жене. Ведь это он был виноват в том, что их поездка в Окичёби не состоялась из-за его болезни.

Александр ещё грыз сухари, когда к нему вошли дедушка, Валера и Женя.

- Вот, внучек, возьми, пожуй сушёной черники. Она хорошо закрепляет. Это та, из Подмосковья, которую вы собирали на даче у Гарика.

Александр взял горсть сухих иссиня-чёрных ягод и с удовольствием отправил в рот.

- Дедушка, что со мной? Я выздоровею?

- Выздоровеешь, внучек, непременно. А в Окичёби мы ещё съездим.

- Когда? Всего два выходных осталось. Через десять дней мы улетаем в Россию, если я не умру здесь.

- Не умрёшь. Тебя обязательно вылечат. Не сомневайся, дружёк.

- Интересно, индейцы в Окичёби здорово отличаются от индейцев Майами? - спросил Александр.

- По внешнему виду - не очень.  Я видел телепередачу о них. Но по образу  жизни  - значительно.  Они живут на берегу озера и их основное занятие - рыболовство.  У них целая флотилия катеров, лодок и яхт. Они отличные моряки.  Продажа рыбы и рыбных продуктов - их главный бизнес. Их дети вырастают возле воды. Они хорошо развиты и здоровы. Многие женщины ловят рыбу наравне с мужчинами, но в основном они занимаются переработкой. Работают на местном консервном заводике, неподалёку от общины.

- А у них есть стеклянный купол и типпи?

- Есть.

- А под куполом летом разве не жарко? Ведь солнце нагревает его.

- Нет, наоборот. Там хорошая система вентиляции и кондиционирования. Там гораздо прохладнее, чем в жару на улице.

- А воины у них есть?

- А как же! Конечно, есть. Это обязательный атрибут любого индейского племени.

- А рисунки на теле, наряды такие же?

- Нет. Наряды и рисунки иные, но тоже красивые. Дело в том, что в рисунках любого племени должна присутствовать его символика. Поэтому рисунки одного племени не похожи на рисунки другого. У них иная школа рисования.

- А обычаи и праздники отличаются?

- Праздники в основном те же, но музыка, танцы, боги, амулеты уже другие. Хотя есть и много общего.

- У них и боги есть?

- А как же! У всех индейских племён есть свои боги. Конечно, всерьёз никто в богов не верит, но традиции соблюдают. Это часть их культуры. Религиозные обряды и праздники разнообразят и украшают жизнь, делают её эмоционально богаче, духовнее. С этими обрядами и праздниками молодёжь впитывает как элементы культуры, так и нормы морали, нравственности. Всё это лучше входит в сознание и закрепляется. Одно дело просто декларировать нормы морали сухим языком параграфов какого-нибудь кодекса, другое - преподносить ярко, красочно, эмоционально. Искусство - лучший воспитатель. Поэтому в жизни индейцев так много праздников.

- Дедушка, я вот всё думаю, жили же древние люди в своих первобытных общинах и всё у них было общее. Никто никому не завидовал, всё было по справедливости. Жили дружно, свободно, красиво. Ну и жили бы так всегда. Зачем они пришли к государствам, к войнам? Непонятно.

- Ты, дружёк, слишком идеализируешь первобытнообщинный строй. Далеко не всё было так хорошо и прекрасно. И не все наши предки жили дружно и свободно. Были разные племена, разные уклады и часто они враждовали друг с другом. Боролись за места охоты, за границы своего ареала. Вся история человечества - это история воин и конфликтов. Охота - весьма капризная особа. Сегодня повезло и в общине праздник. Завтра не повезло, и все голодают, жуют коренья, а то и нападают на соседнее племя, чтобы отобрать добычу. Как только племя разрасталось свыше нескольких десятков человек, так пищи не хватало на всех. Природа могла прокормить только малочисленные группы, не более 20 - 30 человек на пространстве в несколько квадратных километров. Голод, болезни, травмы были постоянными спутниками первобытных людей. Уже к 35 - 40-ка годам исчезали зубы, появлялись болезни желудочно-кишечного тракта от тяжёлой и грубой пищи. К 50-ти годам первобытный человек становился стариком, а многие вообще не доживали до этого возраста. Так что жизнь в те далёкие времена была далеко не сахар! Прибавь ещё постоянные войны, людоедство и ты поймёшь, что счастливых людей было немного, а счастье было недолгим.

- Неужели среди индейцев было людоедство?! - воскликнул Александр.

- Да. Захваченных в плен воинов ждала участь быть торжественно съеденными под барабанный бой, звуки бубнов и танцы. Особой жестокостью отличались племена карибов - индейцев, живших на островах Карибского моря. В некоторых племенах был обычай съедать стариков и калек. Они были обузой для племени.

- Кошмар… - произнёс Александр. - Я то думал, что все индейцы были добрыми и хорошими.

- Это сейчас они добрые и хорошие, когда у них всё есть, когда они стали культурными и образованными людьми. А раньше были племена, где постоянно царили вражда, насилие, жестокость. Было, например, в джунглях Венесуэлы племя яномамо, которое прославилось своей свирепостью. Численность яномамо была в десятки раз выше, чем других племён. Естественно, что прокормиться одной охотой они уже не могли. На их счастье или беду, уж и не знаю, яномамо научились выращивать бананы. Со временем эти фрукты стали основной пищей индейцев. Существовало несколько разновидностей бананов, то сладких, душистых, к которым мы привыкли, до "картофельных" - напоминающих вкус варёного картофеля.

Яномамо перестали кочевать и занялись земледелием.  То есть перешли на оседлый образ жизни. Поселения яномамо - шабоно - весьма интересны.

Круглая площадка диаметром 50 - 70 метров обнесена сплошной наклонной стеной. Живущие на этом участке семьи (а у яномамо утвердился семейный образ жизни) сооружали часть общей стены. Четыре столба поддерживали наклонную крышу. Каждая секция сообщалась с соседней, перегородки отсутствовали. Так что соседи постоянно видели, что происходит в смежных "квартирах". Никаких секретов не было.

Проходы в наружной стене на ночь закладывали хворостом, чтобы никто не застиг жителей шабоно врасплох, ибо немалая часть жизни яномамо - это постоянные войны с соседями. Плюс ссоры и драки между живущими в страшной тесноте обитателями шабоно.

Юный член этого племени вырастал в обстановке постоянной агрессии и с самого начала настраивался на буйный, жестокий лад. Став взрослым, он уже на всю жизнь оставался агрессивен. Эгоизм, жадность, нетерпимость определяли всё его поведение. Драки и убийства были повседневным явлением. Чаще всего они возникали из-за кражи бананов или из-за женщин.

Положение женщины в племени яномамо было весьма незавидным - она раба, собственность своего мужа. Из-за вражды внутри племени и между племенами главе семейства нужны были в основном сыновья способные защитить шабоно, участвовать в набегах на другие селения. Поэтому рождение девочки не доставляло радости никому. Если женщина приносила в дом дочь, то рисковала получить хорошую трёпку от мужа. И нередки были случаи, когда матери просто убивали новорождённую, придушив её или трахнув головой о дерево. В итоге, в племени всегда было мало женщин. Процветали гомосексуализм, педофилия. Мужская грубость была доведена до крайности.

Диффицит женщин делал их весьма желанным товаром. Их часто воровали из других шабоно. Мужчины - воины незаметно подкрадывались к чужой деревне, подкарауливали женщину, которая отлучилась по надобности в джунгли, и похищали её. Затем насиловали и отдавали в своё шабоно. Там ею забавлялись все остальные, и стар и млад, пока она не попадала к своему будущему мужу. После этого трогать её запрещалось. Она становилась его собственностью.

- Но почему же они были такими жестокими и агрессивными? - спросил Александр.

- Стресс, дружок мой, стресс всему виной. При большой скученности люди, да  что  люди!  и  животные устают от постоянного общения друг с другом. Некуда уйти от чужих глаз, некуда скрыться. Приходится, помимо своей воли,  постоянно вступать в контакты с другими.  Это раздражает, нервирует.  Каждый контакт - это министресс.  В кровь из надпочечников впрыскивается небольшая доза адреналина. А частые стрессы - это постоянный избыток адреналина в крови. Он вызывает нервно-психические расстройства у человека и животных. Человек быстрее изнашивается, быстрее стареет, заболевает гипертонией, атеросклерозом, стенокардией, язвенной болезнью желудка, диабетом и т.д. Не случайно у руководящих работников постоянно контактирующих с людьми, очень часты сердечно-сосудистые заболевания. Замечено, что при большой скученности даже вполне миролюбивые животные становятся агрессивными, неуживчивыми.

Так, например, хомяки, живущие в клетке, хорошо чувствуют себя, когда их одна - две пары. Они ведут себя мирно, заботятся о своём потомстве. Но стоит им расплодиться сверх меры, как начинаются драки. Нередко самки воруют друг у друга детёнышей и поедают их. Даже не поедают, а просто убивают, откусывая им головы. Они инстинктивно стараются уменьшить численность своей популяции. И так ведут себя практически все животные. Известны случаи, когда тысячи крыс или леммингов без видимой причины кончали жизнь самоубийством, бросаясь в реку или в озеро. Их тоже охватывал стресс. Из-за чрезмерной скученности они покидали места своего обитания и бросались, куда глаза глядят. Если на пути встречалась река, они лезли в воду и тонули.

Приматы, обезьяны тоже не выносят скученности. Яркий пример тому - поведение шимпанзе в Национальном парке Гомбе. Учёные стали подкармливать шимпанзе бананами, чтобы те не уходили от места наблюдения. Постепенно численность обезьян росла. Росла и их агрессивность. Со временем стая раскололась на две враждующие неравные группы, которые обосновались по соседству. Их агрессивность приобрела совсем не свойственный этим животным характер. Среди них появились хулиганы, убийцы. От трёх до пяти самцов большей группы стали систематически преследовать и избивать отдельных особей меньшей группы. Это были кровавые драки совсем не похожие на обычные для шимпанзе, чисто условные выпады во время спо­ров за главенство в стае. Если раньше такие стычки длились не больше минуты, то теперь они продолжались до двадцати минут и жертву избивали до полусмерти. Одному шимпанзе сломали ногу, другому с шерстью выдрали клочья кожи. За четыре года наблюдений погибли от ран семь самцов и одна самка.

К этим ужасным явлениям прибавились другие. Одна взрослая обезьяна и её дочь похищали детёнышей у других самок из той же группы и поедали их! Учёные наблюдали четыре случая каннибализма, но их было наверняка больше. Ещё шесть детёнышей исчезли бесследно. Вот до чего может довести стресс, вызванный перенаселённостью.

- Неужели обезьяны едят мясо? - удивился Саша.

- Едят, дружёк. Шимпанзе всеядны.

- Так, может, и киты иногда выбрасываются на берег из-за стресса?

- Вполне возможно. Стресс, по-видимому, возникает у вожака, когда он в силу старости или болезни не способен управлять стадом. Он стремиться уйти от соплеменников, но те неотрывно следуют за ним в силу инстинкта стаи. Тогда, обезумев, вожак выбрасывается на берег, и остальные киты повторяют его самоубийственный поступок.

- А почему же люди живут в городах так скученно и всё нормально? Никаких стрессов, - спросил Валерий.

- Как это всё нормально? Это только кажется, что всё нормально, - возразил Евгений Робертович. - Они просто более-менее приспособились жить вместе, не враждуя, но всё равно в городах совершается гораздо больше преступлений, чем в сельской местности. И всё это последствия стресса, вызванного перенаселённостью. Конечно, огромную роль играют условия жизни и воспитание. Сейчас люди живут в отдельных квартирах или домах довольно большой площади. Каждый может уединиться, когда захочет. Общаются они в основном с членами своей семьи: женой, детьми, близкими родственниками. Эти контакты им, как правило, приятны. Люди хорошо питаются, одеваются, нормально отдыхают.

Большое значение имеет и окружающая обстановка. Если людей окружают красивые предметы, удобства, уют, то у человека возникают положительные эмоции, снимающие стресс. Хорошо действуют занятия спортом, общение с природой, путешествия, половое общение, слушание музыки, созерцание произведений искусства. Всё это успокаивает, поднимает настроение, нормализует психосоматические и физиологические процессы в организме. Вот почему человек стремиться к красоте, к удобствам, к уюту.

Важна также доброжелательность и культура общения с окружающими, соблюдение морально-этических норм и правил поведения. Видишь, дружёк, как много нужно людям, чтобы жить вместе и избегать постоянных стрессов, конфликтов. Животные и первобытные люди не могли создать себе таких комфортных  условий  и  потому,  войны и конфликты были постоянными спутниками человечества. В человеке всегда боролись его звериная сущность, идущая из глубины веков, эгоизм и новая человеческая мораль, приобретённая им в ходе эволюции. И эта мораль постепенно вытесняет звериную сущность, держащуюся на инстинктах и эмоциях. Побеждает разум и интеллект.

- Это хорошо, - сказала молчавшая до сих пор Женя. И всё-таки индейцы жили гораздо свободней и интересней. Они были ближе к природе, чем мы.

- Ты права. Но человек снова может стать свободным и слиться с природой, не разрушая цивилизации, а совершенствуя её. И современные индейские общины подтверждают это.

- А давайте поиграем в индейцев, - предложил Валера, - Дедушка у нас будет вождём, а мы воинами! А Женька пусть будет шаманом. Она будет бить в бубен, и кричать заклинания. Сашка и я будем плясать вокруг костра, и  жарить мясо на вертеле. А потом мы его съедим. И папу с мамой угостим.

Предложение всем понравилось. Валерий достал краски, индейские амулеты, перья и ребята начали разрисовывать друг друга. Потом они вооружились копьями, луками и устроили состязания. Валера победил в метании копья, а Саша - в стрельбе из лука. Дедушка занимался костром. Когда всё было готово, повариха Джерри принесла с кухни поросячий окорок и Евгений Робертович надел его на вертел. Женя взяла бубен, и начались дикие пляски во главе с "шаманом".

 Потом все сидели у костра и ели горячие аппетитные куски мяса, сдобренные шашлычным соусом и лимоном. Так закончилась ещё одна неделя пребывания Саши во Флориде.

 

Hosted by uCoz