Проблемы молодых

 

Свадьба Виктора и Вали не отличалась особой пышностью. Всё было довольно скромно. Во дворце бракосочетания собрались самые близкие родственники. Родители были согласны с молодыми, что не стоит громко афишировать их союз.

После завершения свадебного обряда в зале регистрации, молодые прошли в банкетный зал. Лилось шампанское, родственники наперебой поздравляли молодожёнов, вручали подарки. Было много цветов, звучала торжественная музыка, звенели бокалы, и всё это радовало Валю и Виктора, вызывало чувство удовлетворения, уверенности, что всё у них будет хорошо.

Приняв все поздравления и подарки, молодые направились в дом жениха. Обед прошёл в спокойной обстановке, без особого торжества. Первый тост подняли за молодых, второй и третий за родителей жениха и невесты, а потом совсем забыли о женихе и невесте и занялись разговорами на вольные темы.

Учителя заговорили о школе, об учениках, а молодёжь решила прогуляться над Волгой, благо погода стояла хорошая. Они разбились на группы и, не спеша, двинулись к реке. Парни шли впереди, обсуждая новые марки автомобилей, их достоинства и недостатки. Здесь общепризнанным специалистом был Анатолий, работавший автослесарем. Девчата же разговорились о самой насущной для них проблеме - о детях, о воспитании малышей. Здесь в авторитете была Валентина. Разговор же начала Юля.

- Ой, девчонки, я вся в растерянности. Скоро родится дочка, а у меня никакого опыта в уходе за младенцами. Боюсь страшно! У вас у всех бабушки да дедушки рядом, а я там, в Найске одна. С Сергея-то какой помощник? Он такой же неопытный, как и я, да ещё и беспечный.

- Ничего, - успокаивала её Валентина, - научишься. Не боги горшки обжигают. Обратись в детскую консультацию, там тебе всё покажут и расскажут.

- Да я уже ходила не раз. Занятия с нами проводили. Теоретически я всё знаю: как кормить, как купать, как одевать ребёнка, а всё равно боюсь. Там ведь куклы были, а тут свой, живой. А вдруг он заболеет, а я не сразу пойму, в чём дело?

- Прежде всего, постоянно контролируй температуру, - посоветовала Валя. - У малышей при любом заболевании сразу скачет температура. Введи малышке ректальный термометр со звонком и держи постоянно на контроле. Чуть температура повысится, термометр даст сигнал.

- Это я знаю. Термометр уже купила. А что ты ещё можешь посовето­вать?

- Посоветую с первых же дней начинать закаливать малыша.  Главное - не перекутывать его. Периодически раскрывай его полностью. Пусть тело дышит. У новорожденного ещё сильная иммунная защита, доставшаяся ему от матери. Ребёнок достаточно устойчив к простудным заболеваниям. Этим и надо воспользоваться при закаливании. Температура воздуха в помещении должна быть 22 - 23 градуса. Сначала раскрывай не на долго, минуты на 2 - 3, затем постепенно увеличивай воздушные ванны до 6 - 10 минут. При этом желательно включать озонатор воздуха и слабое ультрафиолетовое облучение.

- Это мы можем устроить. В спальне у нас стоит ультрафиолетовый облучатель и озонатор, - сказала Юля.

- Вот и прекрасно.  Туго ребёнка не пеленай. Он должен иметь возможность двигать ручками и ножками.  Через месяц можно вообще не пеленать, а  надевать комбинезончик. Используй подгузники,  чтобы ребёнок всегда был сухой.  Следи за ноготочками, чтобы он нечаянно не оцарапал себе личико.

- Это я тоже знаю. А как лучше купать ребёнка?

- Купать нужно два раза в день и, как минимум, по 10 - 15 минут. Вода должна быть 35 - 36 градусов. В конце купания можно ополоснуть ребёнка в более прохладной воде, 26 - 28 градусов.

- А я вот слышала о методе Чарковского. Там дети проводят в прохладной воде по 30 минут и более, начиная с рождения. У меня есть даже знакомые, которые успешно применяют этот метод, - сообщила Юля.

- Да, есть такой метод. При правильном применении он даёт прекрасные результаты. Но надо проконсультироваться со специалистами. Он годиться только для совершенно здоровых детей.

- А в отношении кормления ты можешь что-нибудь посоветовать?

- Самые общие рекомендации. Прежде всего, питайся хорошо сама. Тогда молоко будет вкусное. Принимай витамины. Не употребляй апельсины, мандарины, ананасы. В них есть вещества, вызывающие детскую аллер­гию. До двух месяцев корми только грудью, если молока хватает. А с двух месяцев можно начинать прикармливать детскими смесями. Рекомендую также детский кефир. Сперва понемногу, граммов по 50 - 60 в день. Если кефир ему нравится, можно увеличить дозу до 100 - 200 граммов, а к концу года довести до 300 - 400. Замечено, что дети, которые регулярно пьют кефир, растут крепкими и здоровыми.

- А йогурты давать можно?

- Нет.  До двух лет не надо. В них много всяких вкусовых добавок, в том числе и цитрусовых. Они могут вызвать аллергию у ребёнка.

- А из фруктов что можно?

- До года только яблочное пюре. Потом можно постепенно добавлять соки и пюре из слив, груш, вишни, винограда. Клубнику - только после двух лет и понемногу. А апельсины, мандарины и ананасы до трёх лет лучше вообще не давать. Конечно, это всё очень индивидуально, но лучше не рисковать. Хуже ребёнку от этого не будет. А вообще, питание должно быть как можно проще. Каши, овощные пюре, кисломолочные продукты - вот основная еда младенца. Всё южное и заморское нашим северным детям про­тивопоказано.

- Понятно. А вот с игрушками как быть? С чего начинать?

- До месяца давать ничего не следует. Малыш ещё ничего не понимает. Затем можно повесить над кроваткой погремушку, но так, чтобы до неё было не менее 50 - 60 сантиметров. Иначе у ребёнка может развиться косоглазие. Ведь малыш ещё не умеет наводить оба глаза на близкие предметы. Он станет смотреть на игрушку одним глазом. Второй же будет глядеть куда-нибудь в сторону.  Со временем мозг просто выключит его, как ненужный, мешающий. Тогда косоглазие исправить уже трудно.

- Но ведь так он не сможет дотянуться до игрушки.

- В начале ему это и не надо. Пусть он просто смотрит на неё, а играть ей будешь ты. После двух месяцев, когда он научится сосредоточивать внимание на предмете, можно давать ему игрушки в руки. Первое время он будет быстро терять их, но в три месяца у него уже станет кое-что получаться. Осмысленные хватательные движения обычно появляются в 4 - 5 месяцев. Тогда ребёнок уже сам охотно берёт игрушки и бро­сает их. Это доставляет ему огромное удовольствие.

- Да, наблюдать за детьми очень интересно, - включилась в разговор Света. - Каждый день появляется что-то новое в их поведении. В начале взгляд их бессмысленный, блуждающий. Но уже через неделю - две он станет останавливаться на твоём лице, смотреть в глаза. Сперва ручонки беспомощно болтаются во все стороны, но через месяц малыш уверенно тянет их в рот, теребит пальчиками твою грудь. Это так приятно! А в полтора - два месяца он уже реагирует на звуки, поворачивает головку в сторону приближающегося человека. В три месяца он уже чувствует настроение матери, улавливает интонации в голосе, различает близких ему людей, гулит. В 6 - 7 месяцев малыш начинает лопотать что-то невнятное, разговаривает сам с собой, встаёт на ножки, держась за кровать, хорошо ползает. Ребёнок всё время учится! В 8 месяцев он уже чётко вы­ражает свои желания голосом, мимикой, жестами. Это так интересно! А в 10 месяцев - год малыш произносит свои первые слова, вовсю бегает по квартире в ходунках и так просто. Прелесть!

- А когда нужно начинать воспитывать ребёнка? - спросила Юля.

- Как только он родится, - ответила Валентина.

- Но он же ещё ничего не понимает!

- А ты воспитывай его не словами, а делами: заботой, лаской. Это он прекрасно понимает. Не оставляй его надолго одного. Во время корми, купай, гуляй с ним, разговаривай. А вообще в воспитании нет ничего сложного. Просто надо избегать наиболее распространённых ошибок, не впадать в крайности.

- О каких ошибках ты говоришь?

- Ну, существуют разные стили воспитания. Некоторые из них педагогика не одобряет. Они способны повредить ребёнку. Например, излишне пылкий стиль.

Некоторые родители, особенно мамы, чрезмерно заласкивают своего ребёнка, сюсюкают над ним. Постоянно держат на руках, тискают, целуют в разные места, приговаривая: "ах ты мой сладенький, мой любименький, ненаглядный мой". Кладут ребёнка с собой в постель. Этого делать не следует. Ребёнок растёт излишне чувствительный, изнеженный. В нём рано просыпается сексуальность. Но выросший, он уже не получает той ласки, становится капризным, требует постоянного внимания к себе, подчёркнутой любви от родителей. В будущем его ждут многие разочарования. Он мало приспособлен к общению с окружающими, замкнут в кругу семьи, легко раним, капризен. С раннего детства занимается онанизмом. Ей или ему трудно создать семью, полюбить другого человека.

- Ясно, - сказала Юля. - Это важный момент. Не будем заласкивать.

- Но бывает и излишне требовательный стиль воспитания, продолжала Валя. - Родители слишком нетерпеливы и всячески пытаются ускорить развитие ребёнка, вырастить вундеркинда. Стараются научить его рано ходить, рано говорить, читать, считать, самостоятельно одеваться, слушаться беспрекословно. Они много занимаются с малышом, натаскивают его, перегружают. Ребёнок не получает достаточно любви, ласки. Мало играет со сверстниками. В результате, в последствии, трудности в общении с окружающими детьми. Ребёнок растёт не по годам взрослый, серьёзный. Такой стиль воспитания лишает ребёнка радостей детства, радостей игры. Он становится "белой вороной" среди других детей. Он может в чём-то и опередить своих сверстников, но это не на долго. Его сверстники оказываются богаче духовно. Они значительно опережают его в ис­кусстве человеческого общения, а затем догоняют и в специальных знани­ях. Их мозг гибче, ведь они много играли в детстве. Они более приспособлены к жизни. А вундеркинд постепенно превращается в самую заурядную личность, да ещё с комплексом амбициозности и повышенной самооценки.

- Понятно... Это тоже надо учесть, - заметила Юля, - и сказать об этом Сергею. Он у меня довольно требовательный мужчина.

- Требовательность нужна, но в меру. Необходимо давать ребёнку посильные задания, необходимо чтобы он получал радость от их выполнения.

Дальше, мы часто сталкиваемся с излишне оберегающим стилем воспитания. Родители стараются всё сделать за ребёнка сами, оградить его от житейских забот и трудностей. Ребёнок долго не умеет одеваться, не аккуратен, ленив. Родители стараются во всём угодить ему, заваливают игрушками, удовлетворяют все его капризы. Особенно этим грешат бабушки и дедушки. Ребёнок растёт избалованным, неприспособленным к жизни эгоистом. Временами он пытается избавиться от навязчивой опеки, бунтует, не слушается, грубит родителям. Со временем это становится нормой поведения. Такого человека ждут большие разочарования в личной жизни.

- Ну, бабушки и дедушки нам не страшны. У нас они будут далеко, не избалуют. А что ещё ты можешь сказать?

Валя задумалась. - Может это вам и не нужно, но скажу на всякий случай. Существует и подавляющий стиль воспитания, когда родители совершенно не считаются с желаниями ребёнка. Они заняты исключительно собой, а ребёнок как бы состоит при них этаким иждивенцем. Они требуют, чтобы он вёл себя тихо, не шумел, не баловался, слушался во всём, ни­куда не лазил, ничего не трогал. Кричат на него, бьют, оскорбляют, не занимаются его развитием. Чем он тише, чем послушнее, незаметнее, тем им лучше. Такие дети вырастают запуганными, забитыми, малоразвитыми, безынициативными. В подростковом возрасте стараются быть поменьше дома, попадают в дурные кампании, выходят из-под контроля родителей и учителей, становятся жестокими, циничными. Нарушают дисциплину, совершают преступления. С родителями их уже ничто не связывает. Перевоспитать их очень трудно.

- Ну, это нам, по-моему, не грозит. Я люблю детей, да и Сергей ждёт не дождётся своей дочурки.

- Но есть и другие порочные стили воспитания. Например, подкупающий стиль. Родители не скупятся на доброту и ласку, не жалеют денег на подарки. Но всё делается в обмен на послушание ребёнка. Тактика такая: будешь хорошо себя вести - получишь дорогую игрушку. В результате ребёнок вырастает приспособленцем. Внешне он готов соблюдать приличия и не нарушать моральных норм, когда ему это выгодно. Но в душе он чёрс­твый материалист-прагматик. Он любит деньги, дорогие вещи и старается заполучить их любой ценой. Легко идёт на сделку с совестью, склонен к хищениям, взяточничеству, мошенничеству.

- Понятно, - сказала Юля. - Это будущий жулик, аферист.

- Не всегда, конечно, но, всё равно, личность малоприятная. - Согласилась Валя. - И последнее, что я не назвала, это откровенно грубый стиль воспитания. Он встречается в малокультурных неблагополучных семьях. Родители постоянно ссорятся между собой, раздражены, а на ребёнка сыплются окрики, подзатыльники, оскорбления. Его ругают по поводу и без повода, порой просто из-за непонимания психологии ребёнка. Например, ребёнок бросил игрушку на пол. Сразу следует шлепок или окрик: "Ах ты дрянь поганая! Ты зачем игрушку ломаешь?!" А он и не думал ломать игрушку. Он даже не знал, что она ломается. Просто он экспериментирует, учится бросать. Это его естественная потребность. Но родители во всём видят злой умысел, испорченность. И вместо того, чтобы дать ребёнку мячик и поиграть с ним, наказывают его. Ясно, что хорошего ребёнка они не вы­растят.

- Ну, у нас с Сергеем такого не может быть, - заявила Юля. - А какой же правильный стиль воспитания?

- А правильный стиль такой, когда ребёнка в меру ласкают, занима­ются с ним, заботятся, но дают ему определённую свободу, уважают его как личность. Не опекают чрезмерно и наказывают только в редких случаях, когда он действительно серьёзно провинился. Главный воспитатель - это поведение родителей, их взаимоотношения. Ребёнок видит всё и учится всему у родителей. Пример родителей - основа для подражания. Можно наговорить массу красивых и правильных слов, но одно неправильное действие, один нехороший поступок, сведёт на нет всю словесную агитацию. Не надо воспитывать ребёнка специально, надо просто жить с ним и понимать его. Главная заповедь у воспитателей такая же, как и у врачей: не навреди! Дети очень хорошо чувствуют фальшь, лицемерие, неиск­ренность. Они легко отличают хорошего человека от плохого. И если дети кого-то полюбили, значит это человек действительно хороший. Детей не обманешь.

Незаметно за разговором они подошли к дому. Родители уже ждали их.

- Что-то молодёжь у нас невесёлая какая-то, - сказала Анна Васильевна. - Не пляшет, не поёт!

Парни и девчата переглянулись.

- А что, верно мать говорит, - заявил Анатолий. - Давно я не плясал. Давай-ка, Валентина, вруби музыку!

Валя подошла к музыкальному центру, поставила компакт-диск. Анатолий выставил акустические колонки в раскрытые окна, и в саду зазвучали весёлые ритмы. Все собрались на площадке возле крыльца и начались танцы. Даже старшее поколение решило тряхнуть стариной и, забыв про все свои болячки,  лихо крутило бёдрами и бюстами.  Но вот диск кончился и в наступившей тишине возникла песня.

Когда б имел златые горы

И реки полные вина,

И тут же несколько голосов подхватили:

Всё отдал бы за ласки, взоры,

Лишь ты б владела мной одна...

За первой песней полилась вторая, за ней третья. День кончился, стемнело, а гости всё не расходились. Не часто они собирались вот так вместе, чтобы попеть, потанцевать, отдохнуть душёй.

Hosted by uCoz