Любимые уроки

 

В среду первым уроком у Саши была биология. Это был любимый его предмет. Она имела разделы ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека. Ботанику он закончил в 9-ом классе, а теперь ему предстояло заняться зоологией.

Кабинет зоологии был самым большим и красивым в школе. Чего тут только не было! Вдоль стен, за стеклянными витринами стояли коллекции бабочек, жучков, паучков, мух, стрекоз. В банках разместились заспиртованные моллюски, рыбки, червячки, гусеницы. На стеллажах, стенах и под потолком стояли и висели чучела птиц, мелких грызунов, змей, ящериц, ежей. Вдоль передней стены в углах и под большим экраном разместились волки, медведи, лисы, обезьяны, кенгуру. Вся задняя стена комнаты была увешана рисунками, схемами, скелетами животных, а в центре её разместился огромный аквариум. В нём, подсвеченные лампами, плавали диковинные рыбки, копошились крабы, со дна поднимались ветвистые водоросли, а на дне лежали морские звёзды, гребешки, рапаны и несколько веток кораллов.

Аквариум постоянно привлекал ребят. На перемене их просто было не выгнать из кабинета. Дежурный следил за тем, чтобы ученики ничего не трогали и не портили. Саша ходил вдоль стен, вертел головой и удивлялся.

"Здесь как в музее. Так много экспонатов! До чего же разнообразен животный мир. Как всё красиво и здорово устроено! - думал он. – Конечно, человек тоже придумал много красивых вещей: машины, самолёты, вертолёты, поезда, корабли, но они ведь не живые! Там всякие провода, шестерёнки, колёса, рычаги, металл, пластик, а тут всё совершенно иначе! Здесь всё таинственно, сложно, загадочно. Что такое жизнь? Как это сами собой зарождаются, растут, развиваются такие удивительные непохожие организмы?"

Ему хотелось поскорее проникнуть в тайны живого.  Научиться понимать его законы, а может и изменять их по своей воле.

Прозвенел звонок. Александр сел за свободный стол. Столы в кабинете биологии были те же, что и в кабинете химии, но все они были оборудованы микроскопами, ванночками и хирургическим инструментом. Здесь учащиеся наблюдали жизнь микроорганизмов, их размножение, изучали строение ящериц, лягушек, морских моллюсков.

Три урока пролетели незаметно. Учитель прочитал вводную лекцию, пообещал ребятам экскурсию в зоологический музей и зоопарк Майами, показал телефильм об устройстве живой клетки. Потом ребята рассматривали под микроскопом различных бактерий, какие встречаются в воде, в воздухе и на коже человека.

Александр удивлялся тому, как много у него бактерий на коже, в слюне и даже в капле водопроводной воды. Оказывается всё вокруг усеяно бактериями! Да и внутри нас спокойно живут сотни видов, не причиняя нам никакого вреда и даже принося немалую пользу! Оказывается, человек просто не мог бы жить без кишечных бактерий, не мог бы правильно переваривать пищу. Организм его постоянно уничтожает вредных бактерий и заботиться о полезных.

На большой перемене Александр встретился с Валерой и Женей. Они сидели в буфете, закусывали гамбургерами и делились впечатлениями. Прозвенел предупредительный звонок, пора было расходиться по классам.

Следующей парой уроков у Саши была этики и эстетика. Он с интересом ждал их т.к. они начинались только с десятого класса.

Вошёл учитель. На нём был безупречный элегантный костюм, красивая причёска, небольшие усики и весь он выглядел весьма респектабельно.

- Здравствуйте.  Давайте знакомиться.  Меня зовут Смит Гоккинс. Я буду преподавать новые для вас предметы - этику и эстетику.

Смит Гоккинс откашлялся и хорошо поставленным голосом продолжал.

- Этика и эстетика - большой и сложный курс. Мы будем изучать с вами этику делового общения, этику семейной жизни, вопросы педагогики, воспитания детей, психологию. А начнём мы изучение психологии с поведения подростков. С проблемы так называемого "трудного возраста".

В курсе эстетики мы будем познавать законы красоты, гармонии. Знакомиться с произведениями искусства, живописи, скульптуры. Мы будем заниматься музыкой, танцами. Будем изучать красивые манеры поведения, учиться вести себя за столом, в общественных местах, красиво и со вкусом одеваться. Мы будем учиться умению поддержать разговор, найти интересные темы, умению слушать собеседника, самим правильно и красиво говорить. Всё это очень важные атрибуты нашего быта от которых напрямую зависит ваша удача в делах и счастье в личной жизни. Надеюсь, вы понимаете важность моего предмета и будете относиться к нему с должным уважением.

Смит Гоккинс отхлебнул глоток "пепси" и продолжал.

- Сегодня у нас первая, обзорная лекция. Это небольшой экскурс в различные разделы этики, в её роль и место в нашей жизни. Что же такое этика? Этика - это наука о поведении людей в процессе взаимного общения. Общаться же нам приходится постоянно.

Гоккинс говорил выразительно, не спеша передвигаясь по классу и жестикулируя руками.

- Ну, начнём хотя бы со служебного общения. В дальнейшем мы разберём с вами массу производственных ситуаций вызывающих конфликты и вы сами дадите оценку действиям начальников и подчинённых, попытаетесь найти достойный выход из каждой. Вы будете в роли начальников и в роли подчинённых поочерёдно.

Мы с вами разберём, как следует вести себя в общественных местах, как следует одеваться при обычных прогулках, посещениях театров, ресторанов. Как следует вести себя на улице, в магазине, в кафе, на транспорте и проведём практические занятия. Изучим, какие неожиданности подстерегают нас на улице, как отвечать на приставания хулиганов, как оказать помощь человеку почувствовавшему себя плохо, как уберечься от возможных дорожно-транспортных происшествий.

Мальчик в 6-ом кресле! Оставь, пожалуйста, в покое компьютер. Сегодня он нам не нужен, - сделал замечание преподаватель Фреди Майеру.

Фреди повернул компьютер на ребро и виновато опустил глаза.

Гоккинс помолчал, собираясь с мыслями и продолжал.

- Следующий большой раздел этики - дружеское общение. В нём мы познакомимся с различными типами характеров, темпераментов людей, с их эмоционально-психическим настроем, умением дружить. А, как вы убедитесь, это непросто. Даже желание дружить ещё не гарантирует прочную дружбу. Мы разберём с вами мужскую и женскую дружбу. Подробно остановимся на различных хобби, развлечениях, которые связывают людей, делают их общение приятным и полезным. Мы изучим хорошие манеры, умение поддержать разговор, умение слушать, умение красиво и выразительно рассказывать.

Далее мы рассмотрим этику семейной жизни. Взаимоотношения с близкими родственниками, с женой и детьми. Это довольно большой и важный раздел. В дружбе люди связаны между собой довольно свободно: захотели - встретились, захотели - разошлись. Они проводят в общении сравнительно непродолжительное время.  В семье супруги общаются постоянно и не всякий может выдержать это длительное общение. Люди привыкают друг к другу, надоедают друг другу и от этого никуда не деться. Кроме того, супруги часто контактируют с родителями, с другими родственниками и везде необходима своя тактика, своя этика общения. Не все родственники вызывают симпатию и желание встречаться, но они есть и они дороги твоему близкому человеку или чем-то вам полезны. А бывает и наоборот, они больны, стары, немощны и их нельзя оставить одних. Жизнь в семье предъявляет высокие требования к обеим супругам. Здесь не просто дружба и любовь, здесь ещё и обязанности по отношению друг к другу, к детям к родителям. Здесь не только приятные минуты общения с любимым человеком, но и неприятности связанные с финансовыми проблемами, с болезнями, с шалостями детей. И к этому надо быть готовым. Поэтому, прежде чем решиться на ответственный шаг создания семьи, необходимо всё взвесить, оценить свои силы, готовность противостоять трудностям, разочарованиям.

Мы с вами рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности семейной жизни, типичные семейные конфликты, их подоплёку, и постараемся найти пути примирения супругов, возможности избежать конфликта, умения гасить его на самой ранней стадии зарождения. Мы коснёмся интимной стороны супружеской жизни, т.к. она очень важна для устойчивости и благополучия семьи. Невежество, предрассудки в интимной сфере часто делают совместную жизнь супругов невыносимой, превращают её из праздника в муку. Поэтому сексуальная безграмотность является не меньшим злом, чем сексуальная распущенность. Эти вопросы будут связаны с изучением форм полового поведения, с любовными играми, с искусством обольщения.

Если мы хотим иметь крепкую семью, счастливых детей, мы обязаны знать все тонкости интимного общения супругов. Но всё это у нас впереди. Мы займёмся этими вопросами в 11 - 12 классах. А сегодня мы начнём изучение психологии подростков.

Прозвенел звонок на перемену.  Саша походил по классу, рассматривая   живопись,  скульптуры,  потолкался в коридоре, поговорил с Фреди и снова вошёл в класс.

Занятия продолжились, но Смит Гоккинс не стал больше утомлять ребят лекциями, а показал им фильм о подростках. Потом он попросил прокомментировать его. Похожи ли ребята, снятые там, на сверстников, что в фильме реально, а что надумано? Мнения учащихся разделились. Началось бурное обсуждение. Одни говорили, что ребята в фильме нереальные, слишком умные, не по возрасту серьёзные. Другие считали, что характеры схвачены верно, но они какие-то упрощённые, прямолинейные. Третьи заявили, что в жизни так парни и девчонки не говорят, не произносят длинных монологов, не раскрывают на распашку свою душу. Что в жизни всё сложнее и потому фильм так себе, довольно примитивный.

Смит Гоккинс слушал высказывания ребят и чуть улыбался. Он был доволен, что сумел разбудить их мозг, заставить думать, анализировать, оценивать. Он специально выбрал довольно спорный и не самый удачный фильм. Впереди было ещё много фильмов о самых разных сторонах жизни и взаимоотношениях подростков. Ещё предстояли длительные беседы о хороших и плохих манерах поведения, о вредных привычках, о дурных кампаниях, о юношеском максимализме, упрямстве, стремлении подражать взрослым во всём, и в плохом и в хорошем. Беседы о физиологии подросткового возраста, о влюбчивости ребят, их гиперсексуальности и неразборчивости в нормах морали и нравственности, стремлении поскорее узнать всё, попробовать самому. Об их стремлении к игре во взрослость, к игре в любовь.

Он должен научить их разбираться в своих чувствах, понимать самих себя и окружающих. Отделять иллюзии, мечты от реальности. Дать им достойные примеры для подражания, увлечь истинным искусством. Посеять в их душах семена культуры, доброты, доверия. А это ой как непросто! Подростки пугливы, осторожны, недоверчивы по отношению к взрослым и особенно воспитателям. Власть взрослых, их постоянная опека им порядком надоели. Они хотят поскорее вырваться из паутины их внимания, жить и поступать по своему разумению, другой раз вопреки логике, разуму, советам. Они видят нечто героическое в непослушании, нарушении многочисленных "табу" которые придумали взрослые: "это нельзя!", "то не делай!", "так не говори!", "веди себя прилично!". Они стремятся к свободе личности, в том числе и к нравственной свободе. Свободе от всяческих моральных норм и правил. И никакие запреты здесь не помогут, Подросток самостоятельно должен прийти к заключению, что хорошо, а что  плохо.  Что можно делать,  а чего нельзя.  Его надо убедить незаметно,  ненавязчиво, исподволь; примером, логикой, игрой, искусством.

 

 

Hosted by uCoz