Аэровоз

День выдался не жаркий, но тёплый, без полуденного зноя. Отдыхающих на косе было немного. Саша, Валера и Женя лежали на золотистом песке под ласковыми лучами сентябрьского солнца и глядели в бездонное голубое небо Флориды. Лёгкие серебристые облака застилали весь юго-запад. Самолёты оставляли тонкий инверсионный след, расчерчивая небо как классную доску замысловатыми фигурами. Временами над побережьем медленно проплывали вертолёты, турболёты.

Вдруг Александр заметил в небе нечто необычное. Оно было длинное, серебристое и приближалось с северо-востока. Это нечто было похоже на НЛО, вернее, это был не один объект, а несколько, целая вереница! Александр толкнул в бок Валеру.

- Смотри, вон, что это? Летит...

Валера посмотрел в указанном направлении и равнодушно сказал:

- Аэровоз.

- Чего?

- Воздушный поезд. Не ясно, что ли?

- Ааа… - протянул Саша.

Он уже слышал про такие поезда, но ни разу не видел. В районе Найска они не летали.

Тем временем аэровоз приближался. Александр насчитал в его составе двенадцать дирижаблей. Это были гигантские сигары, которые медленно плыли на запад. Под каждой из них прилепился маленький вагончик - гондола.

- А чего гондолы такие маленькие?

- Это они кажутся маленькими, а каждая из них по 20 тонн будет, - отозвался Валерий.

- Ааа. А как же он летит? Где у него двигатели?

- Двигатели на каждом дирижабле по бокам, а впереди локомотив с электростанцией на топливных элементах. Он вырабатывает электроэнергию и питает ею все электродвигатели. Ну а те вращают воздушные винты в поворотных насадках.

- В каких насадках?

- В поворотных, дерево!

- Сам дерево. Объясни толком.

- Чего тут объяснять? Насадка с винтом крутится вокруг горизонтальной оси. Когда дирижабль летит вперёд, винты у него как у самолёта, а когда садиться или взлетает - как у вертолёта. Понял?

- Понял, - кивнул Саша.

Они проводили глазами вереницу "НЛО" и Александр снова спросил.

- Послушай, а если ветер? Он же их сдует!

- Не сдует. О ветре синоптики предупреждают. И потом, ветер до 15-ти метров в секунду им не страшен. Они летят со скоростью до 100 км/ч.

- Медленно. Самолёт быстрее.

- Ясно, что быстрее, но самолёт дороже. Самолёту ещё и аэродром нужен.

- А аэровозу не нужен?

- Нет, конечно.

- А куда же он садится?

- На круг.

- На какой круг?

- На рельсовый.

Валеру стала раздражать Сашкина настырность.

- Ни чего не понял, - сказал Александр.

- Ну и дуб же ты столетний, Шурик!

- Сам дуб!

- Это я-то дуб?! Ах ты, сосулька Сибирская!

Они сцепились и стали кататься по песку, пытаясь уложить друг друга на лопатки.

- Сашка, давай, жми его! - кричала Женя. - Будет знать, как обзываться!

На какое-то время Александр оказался сверху и уже прижал было Валеру к песку, но тот вывернулся и Саша оказался на спине. Валера попытался дожать его, но Александр сопротивлялся, кряхтя от натуги. Тут Женя ухватила Валерку за шею и опрокинула назад. Саша воспользовался этим и уселся верхом на его животе, удерживая руки.

- Отпусти Женька, дура! - хрипел Валера. - Голову отпусти! Двое на одного - не честно!

- Честно! Честно! – смеясь, щебетала Женя. - Ты старше и сильнее. Поэтому честно.

- Болваны! - злился Валерий, - отпустите!

- А ты будешь хорошо себя вести? Обзываться не будешь? - не унималась сестра.

- Я же не тебя обзывал, а этого хилятика!

- Вот опять обзываешься! - заявил Саша, - За это тебе полагается "персик".

И он щёлкнул Валеру по носу.

- Сашка, убью!

- А за это ещё "персик".

И Александр опять щёлкнул Валеру.

- Ладно, сдаюсь, - простонал Валера.

- Вот так-то! - весело сказала Женя. - Знай наших! Мы с Сашкой теперь всегда тебя одолеем.

- Зато я вас по одиночке запросто поколочу.

- А мы по одиночке ходить не будем. Верно, Саша?

- Ага.

- А я его вечером в спальне поймаю и тёмную сделаю. Или вы и спать вместе будете? - ехидно спросил Валера.

Женя смутилась. Саша нравился ей, и такой вопрос задел её самолюбие.

- Дурак ты, - произнесла она и надулась.

- Вот, сама обзываешься, а мне выговариваешь, - укоризненно сказал Валера. - Ладно, отпустите, мир.

Александр слез с живота Валеры и лёг рядом. Женя тоже вернулась на своё место.

- А всё-таки, как же они садятся, эти аэровозы? - вернулся к начальной теме Александр.

- Я и сам точно не знаю, - признался Валерий.

- А я знаю. Я по телику видела, - заявила Женя. - Они садятся против ветра. По рельсовому кругу едет такая штука, вроде поезда и тащит двенадцать платформ на тросах. Первая платформа останавливается против ветра и на неё опускается первый дирижабль. Он бросает верёвку, а её ловят на платформе и подтягивают гондолу лебёдкой. А потом она крепится к платформе специальными крючками.

- Не крючками, а гидравлическими захватами, - вспомнил Валера.

- Не перебивай, если объяснять не умеешь! - заявила Женя и продолжала. - Поезд продвигается вперёд и вторая платформа оказывается под вторым дирижаблем. Его гондола тоже захватывается крюками и поезд опять продвигается по кругу. И так до последнего дирижабля.

- А дальше? - спросил Александр. - Как же их разгружают потом?

- А поезд с дирижаблями подходит к специальному перрону. Дирижабли цепляют тросами за бока, гондолы отстёгивают от дирижаблей и увозят на разгрузку. Новый поезд с гондолами заходит под пустые оболочки дирижаблей, и гондолы соединяют с ними. Состав готов. Он снова идёт на круг, становится против ветра, и там гондолы отцепляют от платформ в обратном порядке. Сперва последняя, потом предпоследняя и так до первой.

- Понял, - кивнул Александр. - А если груз не 20 тонн, а меньше?

- Тогда надо брать балласт, - пояснил Валера. - Вывеска должна быть точной.

- Это же неудобно.

- А чего неудобного?

- Ну, балласт-то нужно же где-то брать, а потом выкидывать его.

- Балда! Балласт - это вода! Залил в специальные мягкие ёмкости по бортам, а потом вылил, когда прилетел на место. Вот и всё.

- По-моему, обыкновенный поезд всё же лучше, - заявил Александр. - Берёт груза больше и везёт быстрее.

- Сказал тоже! Зато дирижабли - самый дешёвый в мире транспорт. Энергия тратится только на преодоление сопротивления воздуха. А если ветер попутный, то и вообще, за фу-фу долететь можно. И потом, на севере России или Канады вообще мало железных дорог. Строить их там очень дорого. А дирижабли могут доставить груз куда угодно, хоть в Арктику, хоть в Антарктику. Да и в горных районах они незаменимы. На Памире, в Тибете, в Гималаях.

- Так там и грузов-то не надо. Там почти никто и не живёт, - заявил Александр.

- Да, как же! А добыча ископаемых! А отары овец? Знаешь, сколько сейчас народу живёт в горах! А сколько там техники! Руду самолётами возить не будешь. Она тогда дороже золота станет. А аэровозами можно. Это дёшево.

- А если из дирижабля выйдет газ? Дырка образуется в оболочке.

- А откуда она возьмётся дырка-то? На земле проверяют герметичность и подъёмную силу оболочек, а в воздухе её проткнуть нечем. Тем более что ткань очень прочная. И потом, в каждой гондоле есть аварийный запас газа, на случай небольших утечек.

- Так что же, с ними и аварий не бывает?

- В воздухе практически нет. Бывают отдельные случаи при посадке, когда порывом ветра гондолу ударяет о платформу, но там есть специальные амортизаторы - кранцы, так что серьёзных повреждений не случается.

- Пошли лучше искупаемся, - предложила Женя. Ей уже надоело лежать на солнце.

- Пошли, - согласился Валерий. Он поднялся, отряхнул песок, потянулся и направился к воде. Александр последовал за ним. - Вообще-то я недавно фильм видел, - продолжил Валерий, - там один аэровоз унесло ветром из Канады в Россию. Он летел в Гренландию, но синоптики что-то промухали и он попал в ураган. Его долго носило над Северным ледовитым океаном, пока он не добрался до России и не сел где-то в Архангельске. Всё кончилось благополучно.

 

 

Hosted by uCoz